• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
03:21 

откровенно "девчачий" отзыв на "Аватара", но тем и прекрасен: community.livejournal.com/kultovoe_kino/452159....
Комментарии тоже весёлые, эстеты, как всегда, ворчат и плюются. Боже мой, в какой момент я вдруг перестал быть эстетом? Ах, где вы, мои старые консерваторские тапки!

@темы: Кино

00:22 

"Аватар 3D" в Nescafe IMAX

Ну что же, друзья, мы были там в пятницу! Это мероприятие заняло целый день - из дома мы вышли в 13:30, вернулись в 21:00. 2 часа туда, 2 часа обратно, 3 часа фильм и полчаса на перекус. Из наших краёв туда ехать всё равно что в другой город. Но, надо признаться, мы бы с удовольствием проделали это ещё раз, если бы не дороговизна билетов. Если в январе фильм ещё будет идти, может, выберемся.
Конечно, там аншлаги, и хорошо, что я купил билеты накануне (что тоже заняло почти целый день, дозвониться до кассы и забронировать мне не удалось). Оба мы были в "кинотеатре будущего" первый раз. Ну, с чего же и начинать, как не с "Аватара"...
Ощущение такое, что фильм и кинотеатр созданы специально друг для друга. Экран с 7-этажный дом, конечно, впечатляет, но оказалось, что размерами даже не в первую очередь - размер вовсе не кажется великоват, а как раз в самый раз (потому что полностью охватывает зрительное пространство и не выходит за его пределы). А потрясли меня чёткость изображения и, конечно, 3D. Реальность происходящего такая, что хочется зажмуриться и протереть глаза. К герою хочется прикоснуться, каждая пора его кожи дышит отражениями света и непривычно объёмной фактурой. Когда-то давно я видел 3D-кино в кинотеатре "Октябрь" (очень давно, ещё до его бесконечно долгой реставрации), и там трёхмерны были только отдельные объекты, да и то изредка. Здесь объёмно абсолютно всё, особенно эффектно смотрятся все эти плоские круглые экранчики-панели и другие подобные игры плоских объектов в трёхмерной среде. Да что там, уже в первом кадре прямо мимо моего изумлённого носа проплыла в невесомости крохотная водяная капля, заставив меня судорожно хватать ртом воздух. А эти мелкие насекомые на фоне фантастических закатов! В каждом кадре находится своя "фишка", подчёркивающая необъятную глубину перспективы.
Любопытно, что в этой технологии гораздо заметнее фокусное расстояние, позволяющее буквально управлять взглядом зрителя - в некоторых кадрах камера так смотрит на героя вблизи, что на дальние объекты посмотреть не получится, всё расплывётся вплоть до рези в глазах.
Ну, хватит о технологиях, и так понятно, что они здесь шагнули далеко за пределы того, что было возможно в кино раньше. Но всё же не только этим Кэмерон велик. 3 часа фильма смотрятся на одном дыхании, количество действия рассчитано с маниакальной точностью - я прямо ловил себя на том, что оживление действия наступает и заканчивается ровно тогда, когда что-то внутри меня говорит "ну, пора!", с правильным увеличением количества и качества экшна ближе к концу (так, чтобы зритель уже захлёбывался от обилия всего). Ближе к середине фильма ловишь себя на парадоксальной мысли, что очень любишь синих человечков и ненавидишь людей - главное, пожалуй, открытие и достижение фильма. Придуманные персонажи прекрасны, у каждого индивидуальное лицо с большими грустными глазами, нечеловеческая пластика и неотразимая мимика. Конечно, Кэмерон вновь говорит о самом главном - о том, какими люди должны бы быть и о том, насколько крепко они это забыли.
Есть кадры, которые просто невозможно забыть и от которых комок в горле до сих пор. Например, кадры, где эти огромные синие существа оказываются вместе с людьми, когда они могут бережно взять взрослого человека и нести на руках как маленького ребёнка. Ещё там есть огромное дерево, то есть действительно ОГРОМНОЕ, как основа всего мироздания, и судьбу его переживаешь как свою. С самого начала героя спасает что? Крохотное, порхающее как небесная медуза семечко священного дерева, которое для Нави олицетворяет то, что мы именуем Богом. И на этой вере, на этой чуткости к природе и её ответной любви основан весь фильм. А какие там цвета и цветы, какая детская радость бега и полёта...
Есть у меня давняя теория, что среди нас есть... ну как сказать... посланники. В определённый момент главный герой фильма сам проговаривает: чтобы люди услышали тебя, нужно явиться к ним с каким-то таким весомым аргументом, что не услышать тебя после этого они не смогут. И Кэмерон как режиссёр делает это снова и снова - кино, которое переворачивает представления о кино, при этом доступное каждому и привлекательное для каждого обилием спецэффектов, простых любовных историй, драм, сражений и всего-всего, но говорящее о вещах гораздо более значительных и глубоких, чем, казалось бы, позволяет жанр. Этот фильм и вовсе настоящая провокация, поскольку ненавязчиво, но почти неоспоримо показывает губительность насильственного вмешательства. А это, между прочим, политика США, это война во Вьетнаме, Афганистан, Ирак и тому подобное. Он показывает, что есть нечто значительно большее, чем даже то, что мы называем человеком, что человек - не тело с руками и ногами, что может быть так, что нечто синее и ушастое - человек и даже Человек, а вполне героический белокожий красавец - чирей на лице планеты, планеты одушевлённой, живой и великой. Попса, говорите? Да хранит Господь Hollywood.

@темы: Кино

13:24 

Сила двух сердец

Когда двое вместе, это даёт жизненную силу. Без всякой мистики. Когда я один, я завариваю чай из пакетика и проглатываю как пилюлю. Когда мы вместе, мы завариваем хороший чай в чайнике и пьём не спеша. Когда я один, я могу весь вечер протупить в Интернете. Когда мы вдвоём, мы смотрим какое-нибудь хорошее кино, играем в шахматы, читаем Фолкнера... Когда я один, еда - лишь средство, подойдёт любое. Вдвоём питаемся с любовью и вниманием, а главное - как вкусно! Одному можно жить как угодно, часто убого. Вдвоём хочется сделать красивым каждый миг.

14:48 

а Аватар-то

уже завтра

мы, наверное, в пятницу в IMAX поедем

@настроение: АААА!!!

01:36 

Доброго дня!

Тургеневская бабочка, тургеневские сны...

07.12.09.mp3

@темы: Бабочки

16:01 

Запись радиопередачи

Доступна теперь в архиве радиостанции: www.rusnovosti.ru/programms/prog/25976/

Таки говорили в основном о музыке, успели и фрагменты нашей музыки немного обсудить, и всю современную музыкальную ситуацию в целом, включая платные концерты в малом зале филармонии (ближайший, кстати, завтра!), "Воццека", Лахенмана-Шаррино-Фелдмана-Курляндского-Дорохова и одну пьесу для стремянки (хороший получился ряд), детально поговорили о прекрасном звучании пенопласта, когда по нему водят смычком, минимализме, додекафонии (каким-то чудом я даже Каретникова вспомнил), ну и в конце кратко, но честно о том, как же мы оказались в церкви. Кажется, получилось интересно. :)

23:48 

Мирдобр

20:55 

Алло, мы в эфире!

Да, завтра буду вещать на радио в прямом эфире с 12:03 до 13:00 на радио "Российская служба новостей", 107.0 FM (на пару со Стасей Ващиной). Разговоры будут, правда, в основном на церковные темы, но отрывки музыки тоже будут.

13:11 

Атака клонов-2

(одна уже была: busidoremikle.livejournal.com/357950.html )

Интересно, что в старые времена художникам не было надобности выпячивать свою личность, они старались, по нашим представлениям, просто хорошо делать своё дело. Подмастерье ценился тогда, когда умел в точности копировать мастера, а не наоборот. Может быть, дело в том, что тогда было другое время, когда личное начало не было такой необходимости отстаивать? Вещи делались вручную, образование давалось индивидуальное, дом был у каждого свой, каждая лошадь имела своё имя и т.д. Понятие о борющейся за существование личности рождается вместе с массами. Массовое стандартное образование, массовое производство одинаковых товаров, массовое рождение младенцев... Достаточно выглянуть в окно, чтобы увидеть множество безликих, одинаковых домов и машин. И ведь, по логике вещей, внутри должны находиться одинаковые, безликие люди, различающиеся лишь набором функций, маркой производителя, датой выпуска, идентификационным номером. И это как раз понимают почти все, но борются с этим по-своему. Например, воюют с ИНН или со штрих-кодами. Или пишут статьи в духе "нынче-то художники всё о себе пекутся и оригинальничают, прикрывая пустоту; то ли дело было в эпоху Возрождения". Забывая о том, что именно тогда возрождалось - представление о человеке как о совершенном творении, о человеке как мериле всех вещей, источнике красоты и гармонии. Не о людях, не о народе, не об армии или религиозном братстве - о человеке. Который сейчас под угрозой вымирания. Говорят, что в СССР было очень трудно иметь свою точку зрения, но сейчас, по-моему, ещё труднее. Собственное мнение - единственное оружие, но где ж его взять, если любой из вариантов уже перепечатан в СМИ...
Да, нас действительно слишком много. Есть массив художников, массив композиторов, массив писателей, даже союзы с сотнями членов. Вне которых почти каждый грамотный человек что-то своё пишет, поёт или рисует. Мы развиваем творческие навыки у детей, надеясь раскрыть индивидуальность, но делаем это тоже массово и одинаково, по одним и тем же программам, встраивая их в давно подготовленную систему "Наши одарённые дети" с массой социальных бонусов.
В этой ситуации у личности есть единственный способ выживания - делать то, что никогда раньше не делал. Я люблю слушать свои импровизации, что недавно выложил, но они же показывают мне, как легко можно клонировать "чувство". Я мог бы написать ещё много гармоничной-мелодичной музыки на радость публике, превратившись в машину. Или много музыки типа "бор-машина" - с тем же результатом. Относительно свежей кажется эклектика, но и ей уже лет сто, а пост-модерн и вовсе затёрт до дыр. Как же быть?
Кажется, едва ли не единственный великий композитор, который мог жить по принципу неповторения себя - Стравинский. И в этом ключе то, что в конце жизни он приходит к додекафонии, которую всю жизнь хаил, абсолютно логично: я это отрицаю, я этого раньше не делал - следовательно, это-то мне и нужно. Нам кажется парадоксальным, как его личность умудряется при этом так чувствоваться в каждом сочинении, но всё становится на свои места, если понять, что только так личность, собственно, и может выжить. В этом смысле всё его творчество мне видится историей успешной борьбы за выживание. Которая показывает, что это возможно, что Касталия Гессе ещё не до конца накрыла мир своим кристаллическим тазом.

18:38 

"Песни Соловья" - профессиональная запись

До меня наконец-то дошла профессиональная запись с того же концерта, которая звучит, на мой взгляд, значительно мягче и музыкальнее.

Фортепиано - Михаил Пучков, баритон - Игорь Ерёмин, запись с III фестиваля СТАМ.
mp3 (23.4 Mb)
FLAC (63.7 Mb)

ноты (всё те же)

@темы: Музыка, Песни Соловья

19:10 

Eugenica

Друзья, не проходите мимо офигеннейшей музыки: Николай Хруст. "Eugenica I. Итальянский концерт" (2009)

Мне кажется, в этих звуках можно купаться бесконечно.

14:54 

Про обертоны и Хиндемита

Теория Хиндемита: musstudent.ru/biblio/48-music...-teoriyaryadov
Ещё с училища пытался понять две вещи - почему консонантна минорная терция (хотя в обертоновом ряду появляется уже за пределами первых 16-ти) и почему тритон - самый неустойчивый интервал. Недавно пришёл к забавным выводам.
Степень консонантности интервала определяется тем, насколько близко к основныму тону совпадают частоты их обертонов. У примы 1-й обертон первого звука совпадает с 1-м обертоном 2-го звука, у октавы 1-й со 2-м, у квинты 2 с 3, у кварты 3 с 4, у большой сексты 3 с 5, у большой терции 4 с 5, у малой терции 5 с 6, у малой септимы 4 с 7, у тритона 5 с 7, у малой сексты 5 с 8, у большой секунды 7 с 8, у большой септимы 9 с 17, у малой секунды 16 с 17.
Внимательный человек сразу же воскликнет, что всё это ерунда, поскольку 7-й обертон значительно ниже, скажем, 5-го обертона тритона. Что ж, давайте посмотрим не на абстрактные вычисления, а на реальные частоты сегодняшнего равномерно темперированного строя.
Возьмём ля контроктавы с частотой 55 Гц. Тритон к ней в условиях равномерной темперации составляет 77,78 Гц. Обертоны, о которых речь, получаем путём умножения: 55 * 7 = 385 Гц, 77,78 * 7 = 388,9 Гц. Согласно теории зонной природы слуха Гарбузова эти частоты воспринимаются нами как одна и в темперированном строе ближе всего к искомой ноте соль (392 Гц).
Хиндемит учитывает также разностный тон, но очень просто: поскольку большая терция есть 4-й и 5-й обертон, то 5 - 4 = 1, т.е. основной тон. А как на практике? Та же терция до-ми 1-й октавы даёт нам 329,63 - 261,63 = 68 Гц, что явно ближе к до-диезу (69,3 Гц), чем к до (65,41)! Тот же тритон по РКТ окажется значительно консонантнее: 77,78 - 55 = 22,78 Гц, фа-диез, что в сочетании с ля и ре-диезом даёт вполне консонантные малую терцию и большую сексту. По методам Хиндемита же получается звук либо на полтона ниже нашего: 7 - 5 = 2, что даёт, кстати, вполне безобидный малый мажорный септаккорд в гармонии с основным тоном, которым заканчивал прелюдию ещё Шопен, либо на целый тон ниже: 11 - 8 = 3, то есть, в данном случае, ми, который, конечно, дал бы неблагозвучную большую септиму, которую в реальности мы имеем как раз с большой терцией!
Не понимаю, почему нам всё это не объяснили ещё в училище.

www.forumklassika.ru/showthread.php?t=54492

01:25 

Пара слов о "Воццеке"

Таки мы были там в субботу. Говорить тут, мне кажется, особенно не о чем. Гениально было всё - и оркестр, и певцы, и режиссура. Один из лучших оперных спектаклей, что мне в жизни доводилось видеть.
Особенно поразил Георг Нигль, исполнивший главную роль. Поразительная вокальная техника и масштаб актёрских дарований, он на сцене делал всё - кричал, хрипел, выл, пищал, был холоднее льда и раскалённее лавы. Настоящий Воццек.
Режиссура более всего сыграла в кульминационной точке, в самом конце, когда вдруг обнаружился весь смысл такого решения - не только каждая семья живёт в маленькой коробочке, каждый человек тоже существует в абсолютной изоляции от других, и уже ни Воццек, ни его сын не замечают, что Мари мертва, и продолжают делать то, что делали в самом начале - болтать и играть в компьютер. Это сносит крышу тем, что и в своей семье ведь у каждого полно времени, когда каждый занят своим привычным делом, и нет ему дела до других...
Ещё, конечно, грандиозен момент, когда в каждом окошке оказывается по солирующему музыканту - это прекрасно даже с акустической точки зрения, каждое соло гораздо слышнее и больше раздвинуто в пространстве.
Спектакль идёт вообще без антракта! Решение радикальное и заслуживающее огромного уважения. Как и идея располагать русские субтитры непосредственно на сцене, аршинными буквами. Текст в опере исключительно важен, и я, придя в зал и купив буклет, начал по привычке судорожно читать и пытаться запомнить весь текст, чтобы потом на него не отвлекаться. И тут вдруг такой подарок - текст прямо перед носом, непосредственно около головы поющего! Лучше ничего и придумать нельзя.
И какая опера! Признаться, в записи мне так и не удалось послушать её от начала до конца. Берг здесь настолько вышел за все пределы, за какие можно и нельзя было выйти, дошёл до такой степени безумия и отчаяния, когда это становится по-настоящему красивым, как бы с той стороны стекла. Непостижимо.
Если кто ещё не был, не пропустите спектакли в мае.

20:59 

Импровизации на Есенина

Я решил их всё-таки выложить, а то сижу на записях как собака на сене - вдруг они радость кому принесут? Мне их слушать в удовольствие уже 4 года как.
Записаны осенью 2005 года, представляют собой (за исключением первой, где я импровизирую и текст) импровизации на стихотворения Есенина. Я просто открывал сборник, ставил его на пюпитр и пел как Бог на душу положит. Не выкладывал их, поскольку вокальные данные мои оставляют желать лучшего, то и дело выдавливаю из себя всякие неприличные звуки, да и вообще это как шоу "За стеклом" немножко - то мама зайдёт, то телефон зазвонит, то я сам себя прокомментирую, стул постоянно скрипит и т.п. С профессиональной точки зрения тоже юродство некоторое - временами меня заносит почти в поп-музыку, не говоря уже о махровой свиридовщине, да и однообразие имеет место быть.
Записи никакого отбора и обработки не проходили - это целиком всё, что было записано. Записано на встроенный микрофон крошечного iRiver, поэтому моно соответствующего качества. Делайте с ними что хотите. :)

читать дальше

@темы: Музыка

14:09 

Долгожданная неделя

Наконец-то мы дожили до недели "Воццека" в Большом, ура! В субботу мы наконец увидим и услышим ЭТО.

Наконец-то вышла целый год мною ожидаемая программа Max for Live, соединяющая мощь лучшей аудиовизуальной среды программирования с гибкостью самого музыкального секвенсора Ableton Live. Самое приятное, что теперь такой интегрированный вариант MAX/MSP/Jitter и Ableton Live вместе стоят дешевле, чем один только MAX/MSP/Jitter сам по себе. Подозреваю, что где-то здесь должен быть подвох (например, какие-то патчи "чистого" MAX/MSP не захотят открываться в MAX for Live или будут медленно работать и глючить), но всё же для меня, давнего и закоренелого Live-поклонника, выбор очевиден, да и никакой речи о том, что это какая-то урезанная или неполноценная версия данной программы, вроде бы пока не идёт.
А главное, теперь самодельных программ для работы со звуком и изображением станет в разы больше - MAX/MSP, что называется, "ушёл в народ".

А ещё это неделя, за которую мне нужно закончить-таки новую пьесу. Пока я на 6-й странице из ~28, ааа! Вляпался случайно в додекафонию (видимо, в честь "Воццека") и сижу, высчитываю тут каждую нотку...

PS: в тему MAX/MSP, Supercollider и пр. Обнаружил сегодня милую и бесплатную программу для OSX, программную среду для, главным образом, интерактивного управления AU-плагинами, но умеющую и синтез звука делать, и даже всякое видео и 3D-графику: impromptu

13:51 

Не-мыслю - значит, живу.

@темы: Безмыслие

14:34 

Критика ("Йозеф Гайдн, Игра в классики, концерт второй")

Я как будто бы понял, в чём проблема. У нас метод сочинения преподносится с каком-то наивным прямодушием. Например, звучавшее вчера "Recalculating" Ани Ромашковой - с первых звуков ясно, что дальше будут долгие одинокие ноты, скорее всего, 12, и вариации на них, а ударник будет всё так же подстукивать и тремолировать по тарелочкам. И самое обидное, что так и оказывается, разве что ноты со временем становятся короче, а ударник переходит к тяжёлому вооружению, но всё так же... структурно. "Структуры" Булеза - случай единичный, и ему уже полвека стукнуло, но что нам до того... Я бы не писал об этом, если бы не видел в этом какой-то повальной тенденции в этом сезоне - ведь ни про оркестровый диплом, ни про "Каденцию" для флейты и фортепиано того же автора ничего подобного сказать нельзя, они для меня всегда были приятным исключением из этого нарождающегося всеобщего правила.
В этом смысле выгодно отличилось сочинение Лёши Сысоева "Mit dem Paukenwirbel" со здоровой долей юмора и абсурда. Изначальные правила "сначала мы будем играть редко и тихо, а потом как жахнем, а отвечать нам будут то дрель (моторчики от авиамоделей), то синусоида (тянущийся простой электронный комплекс), то тарарам (синтезированное в MAX/MSP подражание литавре)" впоследствии изменяются, нарушаются, перепутываются и вовсе забываются, создавая ощущение почти джазовой непосредственности игры. В конце музыканты стоят и слушают отличную результирующую электронику, где всё перемешивается, тремоло гранулируется в трели дрели и т.п. Думаю, эта пьеса должна бы войти в постоянный репертуар ансамбля Пекарского.

P.S.: любопытно, что на фоне австро-немецких композиторов российские авторы звучат прямо-таки звёздами - настолько непроходимо тоскливы были представленные зарубежные сочинения (на которых зал окончательно опустел). Специально что ли их подбирают для столь выгодного сравнения?

17:00 

На примерах

Вот поставил я сдуру файлы переписываться с диска на диск почти на час в тот момент, когда мне это было совсем и не нужно, и сижу потом, не знаю, чем себя занять - попал в собственный конвейер. Решил я для себя, что день, когда я не сделал ничего "полезного" по прямой своей специальности, прожит зря - и сам себе конвейер заделал. Конвейер - это состояние ума; понял ты или нет, отчего мы жили так странно две тысячи лет?

14:55 

Конвейер

И создал человек конвейер, и сказал, что это хорошо. С тех пор он пытается сделать так, чтобы конвейер был везде - в роддоме, в школе, в офисе, в искусстве, в церкви, на кладбище. Последнего не избежать, но пока я жив, я не хочу быть частью конвейера.

14:45 

Пятиминутка тишины

Интересно, что иногда достаточно хотя бы несколько минут побыть в тишине, ничего не делая и ни о чём не думая, как всё внутри автоматически приходит в норму, суета исчезает и сама собой приходит молитва. Всегда кажется, что нужно как-то напрягаться, пробиваться к этому миру в душе, а на деле нужно, наоборот, отпуститься...
запись создана: 18.11.2009 в 14:44

Песни без начала и конца

главная