"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится."

Первое послание к коринфянам святого апостола Павла, 13.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:13 

"Начала", фильм Ольги Плесневич на музыку Александра Кнайфеля

А вот и фильм наш, что недавно в кинотеатре показывали. Выложил-таки. Не прошло и двух лет :)

ru.youtube.com/watch?v=dzsYqMXQRiQ&feature=Play...

Там есть под видео кнопочка такая - Watch in high quality. Рекомендуется, если Интернет позволяет.

@темы: Кино

16:06 

Искусство для искусства

На 3-м конкурсе композиторов Rutracker.ru в критике столько раз повторилось выражение "музыка для композиторов" (в ругательном значении), что я невольно пустился в размышления об этом феномене и его значении. Сначала я подумал об отсутствии аналогов в других искусствах - может, я не в тех кругах вращаюсь, но ни разу не слышал о "фотографиях для фотографов", "фильмах для режиссёров", "живописи для художников", "книгах для писателей" и т.д. То есть это, кажется, именно музыкальный миф. Потом вспомнилась давняя идея "искусства для искусства". Конечно, можно было бы расшифровать фразу "музыка для композиторов" как "музыка для тонких ценителей музыки, хорошо в ней разбирающихся", но, очевидно, для тех, кто её употребляет, она означает "музыку, которая никому, кроме самих композиторов, нафиг не нужна".

Как мне кажется, ключ к пониманию этого непонимания лежит не в третьем слове - "композиторов", а во втором - "для". То есть продолжение фразы "музыка для" уже не важно, поскольку само это "для" уже устанавливает отношение к музыке как к чему-то прикладному. Это не обязательно "музыка для хорошего настроения, приятного фона, ритма работы, напевания мелодии, движений танца, обряда умывания", это может быть и "музыка для погружения в высшие сферы бытия, наполнения жизни, возвышения души, питания ума, глубоких чувств, размышления над тайными смыслами, религиозного обряда" и т.д. Всё это человеку нужно и имеет полное право на существование, всё это хорошо при условии, что мы не говорим об искусстве, а лишь о бытовой стороне жизни. Потому что эстетическое восприятие невозможно при наличии хотя бы одной прикладной функции, и любое "для" закрывает возможность искусства.

Конечно, можно и Моцарта поместить в телефон, и Джоконду на кружку, но в этот момент они перестанут являться таковыми. Моцарт не Моцарт, если:
1) произведение (или хотя бы относительно самостоятельная часть цикла) воспроизводится не полностью, а лишь частично. Часть в этом случае даже не является частью целого за отсутствием последнего.
2) слушатель не сосредоточен полностью на музыке, а, скажем, иногда останавливает (или не останавливает) музыку, чтобы выйти в туалет или поговорить по телефону. Или просто думает о чём-то своём.
3) тембр или исполнение слишком сильно не соответствуют музыке. Иначе говоря, плохо исполненный Моцарт не является таковым, будь то небрежное человеческое исполнение или плохая техника воспроизведения записи. Конечно, здесь имеются в виду вопиющие случаи вроде воспроизведения музыки на мобильном телефоне без наушников или исполнения пианистом мимо текста и мимо стиля.
4) слушатель слишком преисполнен своими ожиданиями. Он ожидает получить от музыки что-то заранее им намеченное, а не то, что сегодня и сейчас преподнесёт сама музыка. Это, пожалуй, самый грустный пункт, так как его исполнение - задача труднейшая. Очень трудно приступить к слушанию Моцарта, не ожидая "небесных гармоний", "изящной лёгкости", "непревзойдённого мастерства", "божественной красоты" или даже "навязших в зубах устаревших оборотов", не ожидая... вообще ничего.

Очень часто слушатель воспринимает происходящее напрямую: если музыка кем-то написана, а он, слушатель, потратил на неё время/деньги, то дальнейшие отношения выстраиваются по принципу фирма-клиент, где клиент всегда прав и может оформлять претензию, если качество сервиса его не устроило. Музыка в данном случае, очевидно, была создана специально для того, чтобы его удовлетворить - а зачем же ещё? Это точка зрения экономического материализма. Я считаю, что музыка не пишется ни для себя, ни для слушателей, ни для композиторов, ни даже для Бога. Музыка самозарождается где-то там и являет себя посредством композиторов. Композитор выступает как медиум, у которого в голове по неизвестным причинам есть некий приёмник, а он пытается выполнять при нём роль записывающего устройства с условным аналогом АЦП, преобразующим нелинейный сигнал из "космоса" в дискретные и понятные здесь ноты, звуки, действия. Получается у него это, как правило, кое-как. Поэтому критика очень нужна, чтобы понять, где именно это "кое-как" наиболее заметно вылезает, а где всё-таки получилось что-то ухватить и передать. Это может относиться только к самой материи сочинения, но никак не к идеям, направлениям или предполагаемой прикладной функции.

Таким образом, фраза "музыка для композиторов" означает, что, во-первых, контакт с музыкой не состоялся, во-вторых, имеет место прикладное, потребительское отношение к музыке. О музыке это не говорит ничего, ибо отсутствие одного ещё не означает присутствия другого, то есть невозможность в данном случая потреблять музыку ещё не означает, что она хороша как искусство.

17:21 

а за что беднягу бьют?
а за то, что он надут!
а за что же он надут?
а за то, что его бьют.
а за что беднягу бьют?
а за то, что он надут!
а за что же он надут?
а за то, что его бьют.
а за что беднягу бьют?
а за то, что он надут!
а за что же он надут?
а за то, что его бьют.
а за что беднягу бьют?
а за то, что он надут!
а за что же он надут?
а за то, что его бьют.

17:03 

Wanted!

Социальным сетям не хватает важнейшей функции - добавить в враги!

17:09 

Пу :)

Как дай вам бог
Я вас любил
То робостью
Я вас любил
Я не хочу
Но пусть она
В душе моей
Я вас любил

16:05 

Рифма

А кто знает рифму к слову "гульфик"?

21:43 

Ensemble Perceval

Случайно наткнулся на этот французский ансамбль старинной музыки и теперь прямо торчу с него. Давно меня так не цепляло. У них какой-то непривычно свободный подход к музыке, не совсем академический. Послушать можно в сегодняшнем циркуле.
Так и не нашёл про них никакой информации, зато нашёл кучу их дисков на Аваксе. Со временем перевыложу, а то с Rapidshare качать - мука мученическая.

00:51 

Свиристель

А я недавно около подъезда видел птицу с хохолком, судя по всему, свиристель она зовётся. А ещё мелкого серого бельчонка, похожего на мышь. Всюду жизнь!

20:56 

О большом и малом

1.

Недавно пришёл к выводу, что не стоит в молитве вставать в позицию маленького, хотя обычно слова "смирение", "самоумаление", "покаяние" понимаются именно так. Как ни странно, самоумаление скорее происходит тогда, когда позволяешь Богу действовать через тебя, а маленький действовать не может, только жаловаться, прятаться и просить. Для действия нужна очень большая сила, которая даётся, если позволяешь, наоборот, наполнить себя и поднять вверх, если смиренно соглашаешься принять возможность быть с Богом на равных, понимая, конечно, что это сверхъестественное снисхождение и милость. Христос если и унижает, то необъятной любовью, превосходящей понятия, а не своим грозным величием.

2.

Часто, внимательно вглядевшись в свою жизнь, я замечаю, как часто лишь какая-то неуловимая малость удерживает происходящее от того, чтобы скрытая в нем разрушительная сила не привела к необратимым последствиям. "Он придёт и молча поправит всё" - и вот всё снова на своих местах, как будто и не было вихрей пустыни. И так в невероятно малом прячется бесконечно великий, и через это можно Его узнать.

12:30 

Да, мне же недавно БГ СМС-ку прислал!

Во сне, разумеется. :) Но я запомнил текст:

Последнее уст - нет.
Кончаются пути.

16:47 

Люди

Есть люди, которые будто бы распространяют вокруг себя Бога, где и когда бы они ни находились. И оказаться ненадолго внутри "круга", центром которого является такой человек - кажется, самое ценное, что только бывает. Но если слишком много об этом думать, то можно и не заметить. Тшшш!

@музыка: Аквариум - Тайный узбек

14:32 

Техническая сложность

Недавно обнаружил, что у всей моей музыки есть одно свойство - её просто, а иногда даже слишком просто исполнять. Развитие всегда происходит от простого к сложному, и чтобы двигаться дальше, необходимо покорять эвересты. Это касается не только композиторской, но и исполнительской техники. Высокий художественный результат - это когда возникает чувство "блин, как же он это сделал?". Я всегда старался избегать пустой виртуозности, но при этом отчего-то вовсе не стремился нащупать виртуозность художественно оправданную, видимо, не будучи слишком уверенным в том, что она вообще существует. Последнее странно, ведь достаточно лишь беглого взгляда на историю музыки, чтобы увидеть, как возрастало вместе со временем исполнительское мастерство. Не без помощи композиторов, естественно, ибо кто-то должен обеспечивать возрастающее техническое мастерство исполнителей соответствующими по сложности произведениями. Когда я учился в музыкальной школе, там были хрестоматии для того или иного класса, где специалисты старались подбирать произведения именно по этому параметру. Но я отчего-то пребывал в иллюзии, что это закончилось вместе со школой. Да, хрестоматии для какого-нибудь 23-го года обучения не найти, но это не значит, что степень сложности вдруг куда-то подевалась. Что делать, к примеру, пианисту, который уже в достаточной степени освоил Листа или скрипачу, справляющемуся с Паганини? Переходить к музыке 20 века, больше двигаться некуда. Конечно, такие авторы всё же достаточно узкоспециализированны и, прежде всего, сами были великими виртуозами своего инструмента. Но к такому уровню инструментальной техники необходимо хотя бы стремиться. Написал же Глазунов свой скрипичный концерт "по приборам" - и ничего, скрипачи на нём вырастали.
Иначе же художественный результат получается неполноценным, ибо композитор старался, писал, пыхтел, а исполнитель, скучая, легко играет это с листа. Странно, что я упорно не соглашался с этим все 5 лет учёбы в консерватории, хотя мне указывали на это каждый раз. Если покопаться, то в этом, видимо, была попытка отстаивать самостоятельность музыки, её свободу от условностей. В частности, условности любви публики к "виртуозностям", затмевающим собою суть. Условности догмата "чем сложнее, тем лучше". Условности зависимости композитора от исполнителя. Условности идеи связи искусства с историей. Но я забыл, что музыка объективно не может быть полностью свободна, поскольку играется конкретными людьми на конкретных инструментах в конкретный момент времени. Так же как и я не могу быть полностью независимым от своего тела, своего возраста и от людей, что окружают меня. И в таких случаях свобода обретается лишь в принятии объективности. Проблема здесь в том, что музыка, звучащая в голове, подобна бесплотной душе и не скована ничем, и её жалко, действительно жалко запихивать в прокрустово ложе условностей. Я научился хитрить и недовоплощать её, формируя полуживых задохликов с дородовой памятью. Это, конечно, тоже путь, ибо музыка всё же не человек, но в нём с очевидностью блестит прыть и отрава мироотрицания совсем не в библейском его смысле, ибо ставит себя выше других людей.
С другой стороны, техническая сложность - понятие расплывчатое, ибо проявляться может по-разному. Можно вспомнить слова Башмета о том, насколько сложно давались ему простые одинокие ноты "Стикса" Канчели, хотя там, на первый взгляд, нечего играть. Иногда одну ноту сыграть тяжелее, чем тысячу. Техническая сложность может вноситься самим исполнителем, ибо даже в самой простой детской пьеске можно поставить себе очень сложные задачи. Но и композитор, со своей стороны, должен участвовать в этом до конца.
Нельзя не вспомнить, что один из основополагающих критериев виртуозности - владение современными приёмами игры, многие из которых чрезвычайно трудно контролировать. И в этом смысле их использование - не мода, а историческая необходимость.
Очень удобно ориентироваться на мнение друзей и близких. Казалось бы, принёс людям радость своей музыкой - и хорошо, и что ещё нужно. Но это примерно то же самое, что профессиональный шахматист, который обыгрывает в шахматы своих родителей и получает в ответ похвалы: "Ах, какой же у нас умный мальчик!". В то время как в мире не так много человек, на которых он мог бы проверить, чего он на самом деле стоит, и все их имена известны. То же и в музыке - не имеет значения мнение людей, которые разбираются в музыке хуже, чем ты, ибо ничего не стоит их обыграть. Шахматист играет тем лучше, чем больше уже сыгранных партий хранятся у него в голове. Первые 10-15 ходов могут полностью совпадать с учебником, но если далее продолжать действовать по чужому плану, проиграешь. Проиграешь в том случае, если соперник знаком с этим планом не хуже тебя. А иначе ничто не мешает выдать чужую музыку за свою, в конце концов. В какой-нибудь глуши я бы вполне мог стать почитаемым автором "Лунной сонаты", а в городе надо мной, в лучшем случае, посмеялись бы. И поэтому — да, в мире конечное и обозримое количество специалистов, которые могут адекватно оценить то, что я делаю, но ориентироваться, кроме себя и них, в общем-то, не на кого.

17:21 

Спелые пятна

У нас перед окном в небе висят два параллельных провода. Сегодня я заметил, что если пристально смотреть на один из них, другой исчезает. Не фигурально выражаясь, а именно исчезает из вида. Потом могут пропасть и куски того провода, на котором сфокусирован взгляд. Интересно, что мы знаем о существовании так называемых слепых пятен зрения, но по-прежнему доверяем своим глазам и уверены, что если уж мы чего-то не видим, то этого перед нами точно нет. :)

19:46 

Критерий

Нашёл почти безошибочный способ находить хорошие фильмы - достаточное количество отзывов в стиле "что за муть", "ничего не понял", "унылое и однообразное г...", "кто такое вообще снимает" и т.п. Полагаю, что принцип годится и для других видов искусства.

00:58 

Морские свинки

А я понял, как появились морские свинки. Всему положило начало то самое стадо свиней, что сбросилось с обрыва в море. :)

22:39 

Словарь выдал

Перевод с русского на английский

пианизм

Опечатка? Возможные варианты написания:
онанизм
нанизм
папизм
пиетизм
сионизм

22:51 

Tears

Контактные линзы учат, что слёзы проясняют восприятие.

19:31 

Сфинксы

"Сфинксы", фортепианный цикл (2010)
Исполняет автор.
Павловск, Круглый зал, 12 июня 2010.
MP3
FLAC

@темы: Музыка

13:38 

Вот говорят: "День рождения! День рождения!". А куда я их дену?

16:14 

Выбор

По большому счёту, всё, что мне дано, мне не принадлежит. Нет никакой моей заслуги или доблести в том, что я родился у любящих родителей, в столице, с некоторыми способностями (музыкальными, интеллектуальными), что меня научили читать и писать, играть пальцами на не мной придуманном инструменте не мою музыку, что у меня обнаружились способности на основе чужой музыки делать "свою", по-другому перекомпоновывая знакомые элементы. Вера тоже в каком-то смысле была дана изначально. Если я чего-то и добиваюсь сам, то благодаря тому, что мне изначально было дано что-то, с помощью чего можно чего-то добиться. Я арендатор, пользующийся готовеньким, вопрос лишь в том, хорошо ли мне удаётся этим распорядиться. Глубинное Я - это кто-то, кто выбирает из имеющихся возможностей пользования арендуемым имуществом единственную. Я - это выбор. Выбираю - следовательно, существую.

Песни без начала и конца

главная