Сегодня вечером я-таки запустил ЭТО. Сейчас странным образом обнаруживаю на часах почти половину третьего ночи. В общем-то, наверное, писать больше ничего и не нужно - всё и так понятно.

Знаете, вот так тоже иногда бывает. Когда ждёшь, ждёшь, ждёшь какого-то чуда, а потом запускаешь то, что так долго ждал - и спокойно понимаешь, что оно произошло. Именно так, как хотел. Именно так, как ждал. Именно чудо. В данном случае действительно ожиданное чудо. Ибо это последние из могикан. Ибо это люди, для которых игры по-прежнему искусство. Ибо это люди, которые вылизывают каждую кнопочку и кочку своих игр до полного совершенства. В этом мире чувствуешь себя как дома сразу. Уже по оформлению меню я всё понял - да, это оно. Вообще, оформление игры по стилю и уровню настолько бесподобно, что, наверное, не имеет даже возможности сравнения с чем-либо, что было до. Удивительно "книжное" ощущение, которого уж лет 15 нет в компьютерных играх, вдруг возрождается с новой силой, и начинаешь действительно чувствовать себя живьём перенесённым в книгу.

Я боялся, что мой компьютер, не апгрейженный уже два, а то и три года, не сможет выдержать требования этой игры. Но нет, всё быстро, мягко, плавно, красиво. Памяти только прикупить надо, чтобы диском не шкворчала слишком часто, но это мелочи. Графика не произвела такого впечатления, как в ролике, но оно и понятно - с моей старой видеокартой увидеть всю графическую красоту этой игры я просто не имею возможности. Но и того, что есть, "хватило бы на больших, чем мы" Игра не шокирует красотой, она выглядит спокойно, деловито, по-домашнему. Сначала я немного разочаровался, а потом мне даже понравилось - вместо того, чтобы пялиться по сторонам, я сразу начал жить в этом мире.

Есть в этих играх то, что отличает их от всех других ролевых игр - невероятное, почти физическое ощущение присутствия. Здесь оно ещё много сильнее, чем в Morrowind, ибо физика взаимодействия объектов друг с другом заставляет верить во всё происходящее (хотя она, конечно, всё же "игрушечная", и, быть может, более игрушечная, чем в рекламном ролике этой же игры). Но когда противника каким-нибудь простым заклинанием отбрасывает далеко в сторону, испытываешь ни с чем не сравнимый восторг. Одну крысу я пронзил стрелой, когда она прыжками бежала по узкому мостику, и она очень эффектно с него слетела. Крыс, кстати, с помощью стрел можно превращать в подобия ёжиков. И не только крыс

А противники с искусственным интеллектом - это вообще, по-моему, в ролевых играх впервые. Они МАНЕВРИРУЮТ! Лучник против лучника - это эффектнейшая снайперская дуэль с постоянными перебеганиями с места на место.

Музыка, как всегда, волшебна, и кажется, даже ещё волшебнее, чем прежде. Она какая-то удивительно тихая и незаметная, а в то же время без неё атмосфера рассыплется. Вообще, тонкость вкуса авторов меня просто поражает, восхищает, вдохновляет и возвышает.

Высшая аристократия. Возвращение короля. Чудо.

А мы и не ждали другого