Ну что же, пора, наконец, рассказать о наших приключениях в Петербурге в этом ноябре.
Началось всё с того, что заболел баритон, который должен был петь. Об этом стало известно в среду, а концерт был в воскресенье, 7 ноября. А в цикле, вообще говоря, упор делается на мужской голос - у него более сложная и большая партия. А в конце дуэт. Мы (благодаря второй исполнительнице, Наташе Карпеко) умудрились в тот же день найти замену. Вечером я передал ему ноты. Ближе к полуночи раздаётся звонок нового баритона: "Извините, но это слишком сложно, за 3 дня никак не выучу". Вероятность выступления стремительно снижалась. В четверг (вновь благодаря Наташе) обнаруживается ещё один баритон, Павел Хусу, солист «Санктъ-Петербургъ Опера». Ноты он получает в четверг вечером, первая репетиция в пятницу утром (фактически, чтение с листа). В общем, всё это было очень круто, и солисты меня просто спасли. На концерте, конечно, не обошлось без ошибок, но в целом музыка прозвучала, и хорошо прозвучала.
Мой первый вокальный цикл "Простые песни" на собственные стихи был написан ещё в 2003 году, когда мне было 18-19 лет - условно говоря, между училищем и консерваторией. Возможности исполнить его никак не предоставлялось, потому что нужно было найти сразу двух солистов (в первой редакции меццо и бас), знакомства с которыми я до сих пор не завёл. Поэтому лишь теперь, в ноябре 2010 года, на 4-м СТАМ-фестивале этот цикл прозвучал впервые. Это, пожалуй, самая близкая к популярной академическая музыка, какую я когда-либо писал. Это был искренний протест против академизма и диссонансов. О, где мои 17 лет...
Скачать FLACСкачать MP3 (одним файлом)Скачать MP3 (архив, где каждая песня отдельным файлом)Скачать видеоНотыТекст и др.
1. Пусть станет мягким
Пусть станет мягким всё вокруг.
Пусть будут лишь вода и воздух.
Забудет мир меня, мой друг,
Но ты не ведай дум тревожных.
Ведь будет и любовь, и свет,
Что от тебя не скрыть, не спрятать.
Ведь станет мягким силуэт
Тех, кого ты любил когда-то.
Пусть не кончается огонь
В твоём дому, в твоей лучине.
Пусть не коснётся шум погонь
Тебя, мой друг, друг без причины.
2. Мой сад
Мой сад – травы да былинки,
Репьём заросла земля.
Мой дом помню до щелинки каждой,
Вокруг росли тополя.
А как пели птицы у ручья!
Как тогда влюбиться мечтала я!
Любила каждую травинку,
Садилась на белого коня.
Мне б хоть половинку,
Хоть одну кровинку
От той меня.
3. Сердца моего
Как волнуется море между скал!
Как шепчутся листья в тумане!
Лишь я один спокоен и устал,
И нет приливов в моём океане.
Стой, облако! Остановись, ветер!
Вы оба так прекрасны вместе!
Я жду, когда замолкнет шёпот листьев
И моё сердце перестанет биться.
Мне не тяжело, мне спокойно, и даже почти не больно.
Но мне отчего-то так дует в пустую пробоину
сердца моего.
Деревья, замолчите ж, наконец!
Дайте мне остаться в тишине.
Пусть музыка разорванных сердец
Звучит лишь только мне.
Ты ушла, моя любовь!
Ты ушла, моя печаль!
Ты вернёшься, быть может, вновь,
А всё ж тебя мне жаль!
Но мне не тяжело, мне спокойно, и даже почти не больно.
Но отчего мне так сильно дует в свистящую пробоину
сердца моего?
4. Постой, холостой
Постой, холостой,
С шевелюрою густой,
Взгляд очей голубой,
Ты возьми меня с собой!
Версту за верстой
По дороженьке простой.
Мне не люб никто другой,
Ты мой милый-дорогой!
Постой, молодой,
С путеводною звездой.
Ты мне свет, ты один
Мой судья и господин.
Постой, мой родной!
Не оставь меня одной.
Как же сердце, как весна?
Не оставь меня без сна!
Я буду ждать,
Я буду вспоминать.
Опять я одна,
Только небо и Луна.
5. После дождя
Трава особенно зелёная
После дождя,
После дождя трава особенно зелёная.
Сирень влюблённая
Чуть погодя,
Чуть погодя сирень без памяти влюблённая.
Душа, обидой опалённая,
Сюда войдя,
Сюда войдя, не будет больше опалённая.
Врачуя ищущим надежду побеждённую
И молодя,
И молодя надежду, горем побеждённую,
Он делает траву особенно зелёною
После дождя,
И озареньем, как сиренью, осветлённою
Чуть погодя.
6. Колыбельная
Спи, мой сыночек,
Спи, мой голубочек,
Спи, мой сыночек,
Тонкий голосочек.
Пусть тебе снится
Солнце и птицы,
Поля сонные,
Моря бездонные,
Липа высокая,
Глаза нежестокие.
7. Предрассветное
Беспробудная тишь окутала дорогу
По веленью ветров и прихоти стихий,
И с высоких холмов спускается к порогу
Предрассветный мотив берёзы и ольхи.
Закручинился месяц, баловень двурогий,
Загрустил за рекой полночный соловей.
На заре, на заре все линии так строги,
Выдаёт лишь румянец стыдливость солнечных лучей.
Благодатная ночь уходит понемногу,
Предрассветный мотив пропели петухи.
Позабытая речь естественного слога,
Из заветной мечты рождаются стихи.
8. Красота
Красота ушла!
Ушла в неведомый мне край.
Край, где нет зла,
Где лишь веселье и игра.
Его нельзя увидеть мне,
Его нельзя найти.
А здесь лишь только горсть камней
На моём пути.
Припев
Пою простые песни, простые,
Как в сновиденьях детских,
Я вам об этом честно говорю
Без оправданий веских.
И поэт в тени,
В тени садовых парников.
Как ни кляни,
Он не приемлет их оков.
Он неизвестен, одинок,
Вдали от всех в углу убогом.
Где тот заветный уголок,
Как нам найти к нему дорогу?
Припев
- Я танцую вальс!
- Я приглашаю Вас на танец,
Я приглашаю Вас!
- Ах! Он танцевать со мною станет!
Кружиться! Кружиться!
- Натёртый паркет!
- Какая роскошная зала!
- Я Вам хотел бы подарить эти цветы...
- Ах! Какой красивый букет!
- О, она танцевать со мною стала!
Припев
Куда исчезла музыка?
Что так цвела...
Где зала? Где оркестр?
Где это чудное место?
Исходит с болью с языка:
Красота ушла!
Отзыв музыковеда Александра Вильгельмовича Епишина после выступления: