Когда музыка строится подобно человеческой речи - слово за слово, фраза за фразой, со всеми полагающимися знаками препинания - это человеческая музыка. Чем меньше связь музыки и человеческой речи - тем в большей степени музыка... нечеловеческая? но ведь мы не только говорим, мы много чего ещё делаем - двигаемся, кровь по сосудам гоняем, чувствуем, мыслим... музыка же очень много веков исходила, кажется, исключительно из риторики, и сейчас продолжают этому учить, и большинство людей, кажется, даже не представляет, что музыка может быть иной, оторванной от человеческой речи. Такая музыка производит впечатление чего-то непонятного, "сумбура вместо музыки". Как же произошла такая странная подмена понятий? Если подумать над историей музыки, то можно обнаружить, что где-то до появления гомофонии, оперы, мелодии и пр. в 16-17 веках музыка гораздо меньше была связана с риторикой, это был удел бродячих музыкантов и крестьянских танцев. Церковная же музыка могла быть в этом смысле достаточно абстрактной... да хотя нет, всё равно это в первую очередь вокал и тексты, просто они не были так артикулированы. Такое ошущение, что время чистой, свободной от человеческой речи, музыки пришло только во 2-й половине 20 века. И при этом кто-то ещё умудряется думать, что дни композиторов кончились, тогда как настоящая музыка, можно сказать, только что, буквально на наших глазах, началась... Как же смешны человеческие заблуждения