Странное ощущение, что "академическая" электронная музыка отстала от жизни лет на 50. Слушал только что работы Владимира Усачевского, в основном 60-х годов, счас слушаю современные работы, представленные на сайте нашего Термен-центра ( http://www.theremin.ru/ ) - разницы никакой, за исключением того, что у Усачевского в разы интереснее. И все работы похожи как две капли воды. И это проблема не Термен-центра, а вообще современной академической электронной музыки, ибо любые диски, что я брал в нашей студии или в кабинете современной музыки, обнаруживают всё те же калькированные схемы и недостатки, это, по сути, одна музыкальная композиция, повторенная много-много раз. и технически, к тому же, находящаяся где-то в области 60-х годов 20 века, только электроника тех годов гораздо непредсказуемее и свободнее. Мне, честно говоря, трудно найти объяснение такому игнорированию технического прогресса и возможностей электроники, но совершенно очевидно, что это электронное болото пора вылить. Электроника - территория свободы, а не полураспада.



Иные же думы мои касаются вопроса, где же в электронной музыке автор. Инструменты Reaktor предоставляют столь безумные звуковые возможности, что можно просто записать несколько пассов по клавиатуре, смешать их повеселее и получить сложную и насыщенную электронную композицию. Сколь бы здорово это ни звучало, возникает вопрос - какой процент меня будет в результате, а какой процент безымянных (в рамках получившейся композиции) людей, которые, собственно, всё это за меня и натворили. Авторство в этом случае получается условным. Конечно, понятно, что всё это лишь средства, и авторство заключается уже в самом отборе из всех средств одного или нескольких, но всё же... всё же те люди, что сотворили эти невероятные звуки, пожалуй, побольше сделали, чем композитор, который их потом поимел. Я сначала смотрел фирменные синтезаторы Reaktor и не заглядывал в пользовательские (как вы помните, в Reaktor сделать свой синтезатор (и не только) может любой человек), последний раз добрался-таки до них и просто ахнул - там есть фантастические вещи. Например, синтезатор Metallo с набором пресетов, включающих все металлы, какие только есть! И у каждого свой звук, полностью синтезированный. Это вполне можно рассматривать как современное музыкальное произведение. У Холста "Планеты", а тут "Металлы". Разница только в том, что там цельные произведения, а тут только отдельные звуки. Но такие звуки - тоже микро-произведения, вот ведь в чём штука...

Кроме того, нам в консерваторской студии буквально в первый же день сказали, что можно тащить, условно говоря, всё, что плохо лежит. Т.е. схватить музыку с любого диска и потом обработать её эффектами и фильтрами до неузнаваемости. И тут вновь проблема авторства результата! Музыку-то взяли и обработали чужую, а не свою.

С другой стороны, какая, в конце концов, разница, важен же результат, а не автор. Даёшь средневековую анонимность!