Боже, каким же нужно было быть ослом и спепцом, чтобы только сейчас познакомиться с этой оперой... И даже и оправдания не найти...



мне в очередной раз хочется махнуть рукой, сказать "А ну её в баню, эту музыку" и больше не пытаться что-то писать, потому что такие вещи... выбивают из колеи. Когда отчётливо понимаешь, что ТАК не сможешь никогда, когда тебя накрывает этой почти физически непереносимой мощью человеческого гения... Я даже не знаю, что можно пролепетать об этой опере. Такого не было и не будет, эта опера только одна на свете... Какая же сила, какая же сила, Боже ты мой... Так разве что Мусоргский мог бы написать в старости, да и то... вряд ли.



А какова Галина Вишневская! Наверное, тот случай, когда есть одно эталонное исполнение и есть все остальные. Как же она... всей сутью женской прямо в сердце вонзается, треплет его как ураган воздушный шарик... И птицей взовьётся в небо, и завоет по-бабьи - всё, что только может быть... А играет-то, играет как! Тут и с Мордюковой сравнение вполне правомерно будет, а выше только звёзды...



Так интересно бывает, когда из юношеского отвергания авторитетов постепенно приходишь к пониманию того, кто же они на самом деле. Сбивает спесь и гордость, как палкой из ковра, и остаёшься только настоящий ты, маленький и слабый.



За всю жизнь этой музыки не выплакать.