Я совершенно сознательно в электронной музыке пошёл по пути самообучения, максималистски отвергая всякое влияние извне. По простой причине - я не вижу сколько-нибудь убедительных результатов того обучения, которое могут предложить у нас здесь. Более того, заграничные электронные опусы тоже весьма редко оказываются удачными. У меня есть соображения на этот счёт. Как мне кажется, проблема в том, что очень немногие композиторы владеют техникой и программами. Большей частью им помогают инженеры, программисты и прочие ассистенты. Казалось бы, всё правильно - композитор объясняет, чего он хочет добиться, а инженер, который знает предмет гораздо лучше композитора, придумывает, как наиболее точно и эффективно это воплотить, под непосредственным контролем автора.
Теперь давайте представим, что композитор хочет написать концерт для скрипки с оркестром, не имея представления ни о скрипке, ни тем более об оркестре. Правильно, зачем ему это знать - каждому своё. Кому-то на скрипке играть, кому-то музыку сочинять. И вот собирается оркестр, приходит скрипач, и он начинает им объяснять, чего он хочет. Вот тут вот будет красивая мелодия, вот тут грозные вражеские силы, тут кульминация их борьбы и т.п. Скрипач, дирижёр и оркестранты кивают головами, говорят "ага", после чего скрипач тут же на ходу придумывает бойкую мелодию, дирижёр на ходу создаёт оркестровый аккомпанемент, вражьи силы изображает фальшивая медь, а в кульминации ударник бьёт в литавры, там-там и колокола. Замечательно, концерт написан, все довольны.
Как видите, трудно представить себе бОльший абсурд, хотя в наше время и такое бывает. Почему же композиторы позволяют себе поступать так с электронной музыкой? Потому что иначе не умеют, естественно. А почему не умеют? Потому что не учат. А почему не учат? Потому что программе MAX/MSP и иже с ними фиг научишь. Потому что это среды программирования, и интерфейс там отсутствует как класс. Потому что программа сугубо для профессионалов и знатоков, коими музыканты большей частью не являются. И научить их программировать иногда невозможно вовсе. Гуманитарии, что с них взять.
Отчего же всё так плохо? Неужели нет других программ? Да есть, и полно. Почему же ими не пользуются? Вот тут, мне кажется, и сокрыто главное. Привычка. Традиция. Передача знаний из уст в уста, из рук в руки. Ситуация с инструментарием в электронной музыке поменялась радикальным образом за последние несколько лет. Раньше действительно не было выбора, как и на чём делать электронную музыку. Что есть, то и есть, а чего нет, того нет. Нынешняя ситуация не имеет ничего общего с той, но, кажется, мало кто пока это заметил, ибо этим нужно интересоваться, искать и т.п. Появилось множество программ огромной мощи, а главное, ДОСТУПНЫХ для освоения, с понятным, красивым и удобным интерфейсом, с подробными инструкциями, которые, при всей их подробности, не нужно изучать полгода, а можно вполне уразуметь за день-другой. В них композитор сам, без посредников, может воплощать свои идеи, сам изучать природу каждого электронного инструмента. Если говорить о синтезе, то это прежде всего программы фирмы Native Instrumetns, предоставляющие воистину огромные возможности. Появился и секвенсор с гениальным интерфейсом, созданный специально для музыкантов - Ableton Live. Вообще, это, кажется, самая гениальная программа, которую мне доводилось видеть в жизни, из всех программ вообще.
Программам этим никто не учит, более того, от них принято презрительно воротить нос, ибо нацелены они прежде всего на создание популярной музыки, и, кажется, мало кто догадывается об их истинных возможностях. Тот же Reaktor - тоже среда программирования, где можно создавать собственные программы для создания собственных звуков, но в упрощённом варианте (и дай Бог хоть что-нибудь понять в этом "упрощённом" варианте). Там просто отдельные блоки, которые компонуются друг с другом в алгоритм. У каждого блока, который можно контролировать, сразу появляются ручки контроля на основной панели.
Почему важно контролировать всё самому? Потому что в данной области музыки технические и музыкальные идеи - это одно и то же. Да, в общем-то, как и в любой другой музыке. Мало сочинить, допустим, мелодию, нужно представлять, кто и как это будет играть, кто сопровождать, как всё это записать и т.д., тут можно по очереди перечислить все области музыкальной науки. То же и в электронной музыке, но, пожалуй, всё же в ещё большей степени. Как было, скажем, с изобретённым мной фильтром, пока единственным инструментом, который я, условно говоря, сделал сам. Был звуковой генератор, генерировавший случайные звуки. Немного изменив его, я превратил его в фильтр, мощнейшим образом усложняющий и обогащающий любой звук. Что это - просто техническая выдумка? Да нет, это, собственно, и было создание звука, одна из составных частей этого процесса. А звук в электронной музыке и есть материал, т.е., условно говоря, модифицировав звуковой генератор Реактора, я создал тему некоего произведения, или нескольких. Где здесь кончается просто инструмент и начинается музыкальный материал, сказать трудно, но то, что инженер-посредник никак не смог бы этого сделать - факт. Не потому, что он технически не смог бы - ему это сделать раз плюнуть. Но потому, что мне, композитору, никогда бы не пришла в голову подобная технически-музыкальная идея. Я не могу сказать "мне очень нравится этот звуковой генератор, сделай-ка из него фильтр", если понятия не имею о самой возможности такого преобразования и не понимаю, что это означает. Для этого нужно залезть во внутреннее устройство генератора и понять, как он устроен изнутри, что в нём происходит. Тогда-то и рождается то "ага!", которое служит импульсом технически-музыкальной идеи такого преобразования. Всё это, увы, практически невозможно, если продолжать держать композиторов на голодном пайке программ, не предназначенных для не-программистов.