Напишу-таки свою сагу Только что проснулся, дрых весь день. По специальности 5 поставили, "за благие намерения", так сказать, хотя, конечно, все понимали, что партитуры нет, что над концертом ещё нужно будет много работать, если вдруг на диплом он пойдёт, что это даже и не концерт вовсе и т.д. Думаю, получилась забавная ситуация, в которой моя недавняя, после Московского Форума произошедшая деформация формы и звучания концерта во что-то не слишком напоминающее традиционный аккуратный консерваторский симфонический диплом воспринималась как явление неоконченности, "черновика", а вовсе не как сознательное схождение с ума. А то бы меня по головке не погладили, наверное. Т.е. материал весь остался тот же, но добавилось немного "цирковое" вступление и прочие проявления агрессивного юмора. Учитель, мне, помнится, сказал, что первоначально мои намерения были более серьёзными, без шутовства, и это действительно было так. Шутовство появилось после Форума, когда абсурдность писания сонатной формы с главной, побочной, разработкой и репризой заговорила во мне с новой силой, и мне пришлось хоть чуть-чуть исказить её, спародировать, чтобы продолжить писать. А вообще, конечно, симфонический диплом написать за 2,5 месяца без должного опыта - это я сильно замахнулся.



Tracktion во многом гениальная, без преувеличения, программа. Как известно, я очень люблю Ableton Live и пою хвалебные песни её бесконечному удобству, комфорту работы, проработанности мелочей и т.д. Невероятно, но в Tracktion интерфейс ещё удобнее, ещё продуманее, ещё прозрачнее. Количество мелких и немелких придумок для облегчения жизни создателя музыки огромно, они на каждом шагу и в каждой детали. Конечно, Live и Tracktion одного поля ягоды в смысле однооконного интерфейса и вообще нового взгляда на DAW. Sonar'ом я пользоваться, к сожалению, не могу по той причине, что при перегрузке процессора он прерывает запись. Если быстро шевелить пальцами, то процессор мой (Celeron 2,8 Ггц) можно перегрузить даже одним единственным роялем, что уж говорить о каких-то более сложных вещах. И Live, и Tracktion в таких тяжёлых условиях отлично пишут midi - звучание может прерваться, но все движения моих пальцев продолжают по возможности фиксироваться. В Cubase же мне не удаётся превратить связку midi+vst в аудио, как я ни бился. Да и вообще Cubase самая неудобная программа из всех, что я видел. Хотя мне хотелось бы с ней подружиться, ибо моя клавиатура от Novation поддерживает её наиболее полно, изрядно компенсируя недостатки интерфейса.

Для создания компьютерной версии концерта я перепрыгнул на Tracktion по одной простой причине - в Live плохой midi-редактор, а мне нужно было, как-никак, чтобы нужные ноты оказались в нужных местах. Все виртуозные фортепианные пассажи приходилось играть в очень медленном темпе, а потом ещё вручную выравнивать и устранять помарки исполнения. В Tracktion работа с midi-нотками происходит непосредственно на дорожке, что очень удобно. Ещё эта программа допускает наложения разных клипов на одной дорожке - в одном месте может сразу несколько клипов друг на друге сидеть, в т.ч. разных midi-каналов. Допустим, у меня в басах тромбон+туба. Естественно, мне хочется на одной дорожке их записать, как в партитуре. Делаю их в Kontakt 2 на разные каналы и пишу по очереди тромбон и тубу на одну и ту же дорожку, потом выравнивать очень удобно, ибо отображаются сразу оба в одном месте.

Казалось бы, всё замечательно. Но почему-то как только я начал работать над концертом в Tracktion, начались необъяснимые вещи. Сначала у программы вдруг началась амнезия - она начала забывать все настройки. Начались всякие глюки с тем, что она порой вовсе не хотела открывать проект. Но это всё цветочки. Самая главная проблема, с которой я столкнулся - всё та же невозможность корректно превратить midi+vst в audio. По той простой причине, что Tracktion не умеет обсчитывать аудио медленнее, чем в реальном времени. А сэмплов очень много, огромных размеров, и не все успевают подгужаться в реальном времени. Аbleton Live в этом отношении просто умница - будет считать столько, сколько нужно. Где можно, ускорится, где нужно, замедлится, но посчитает всё в идеальном качестве. В итоге в Tracktion я получал хрипы и обрывы вместо нормальной музыки. Был порыв перенести весь проект в Live, но это было слишком трудно, да и midi-редактор не хотелось оставлять. Решил, что ничего, прорвёмся.

И потом, когда всё было закончено, начался мучительный процесс вывода того файла, что я чуть ниже выкладывал. Я по-очереди обсчитывал разные фрагменты каждого трека. По кусочечкам, по чуть-чуть. В таком режиме в большинстве случаев компьютер успевал обсчитать музыку в реальном времени без сбоев и пропадания звуков. Соответственно, количество дорожек в проекте, и без того большое, удвоилось - на каждый midi-трек добавился аналогичный audio-трек. Слава Богу, проблем с синхронизацией не возникло благодаря тому, что Tracktion каким-то хитрым образом добавлял в wav-файл тайм-код, после чего можно было автоматически вставить его точно в нужном месте. Осталось превратить в audio только рояль. Он, как я говорил, в одиночку способен перегрузить процессор, что и делал. Тогда я взял кусочки его партии в midi и открыл их в Live, где быстро и легко превратил в audio. Кусочки я нарезал, потому что музыка в разном темпе - чтобы скорость проигрывания не изменилась. Потом оказалось, что она-таки изменилась - все midi-файлы оказались в первоначальном темпе, несмотря на то, что в проекте он меняется, поэтому я мог не мучиться и взять всю партию рояля одним файлом. Но до этого я не додумался и пошёл обсчитывать нужные куски ещё раз в нужном темпе. Тут следует добавить, что каждая загрузка проекта в Tracktion из-за обилия всё тех же огромных сэмплов растягивалась на много минут, пока я не догадался сделать копию проекта и удалить их из него к чертовой матери. Одновременно же разные DAW, как известно, загружать нельзя. В последний момент, когда фортепианная партия, наконец, полностью обсчитана в Live, Tracktion делает ход конём, даже сразу два. Почему-то перестаёт работать кнопка импорта файлов, причём перезагрузка не помогла. Т.е. у меня теперь нет никакой возможности добавить обсчитанные файлы в проект. Другой ход конём заключался в том, что он не запомнил, где находятся все аудиофайлы, что я сделал до того, проходя каждый трек по кусочкам, из-за плохих отношений с русскими буквами в названиях директорий (совет, кстати - никогда не пишите свой login в Windows русскими буквами, я вот назвался "Миша" и теперь мучаюсь с кучей программ). Поэтому перед выводом финального микса мне нужно было вручную указать местонахождение каждого файла (перед чем стоило бы их переместить куда-то, но мне было уже не до того...). С фортепиано же я поступил так - быстрые фрагменты я успел добавить до того, как перестала работать import file, а медленные... ну, понадеялся, что их Tracktion всё-таки как-нибудь обсчитает вместе со всем миксом. Разумеется, я строго наказал ему считать в реальном времени, не быстрее. И вот спустя долгие 10 минут ожидания, под пение утренних птиц мне наконец является он - финальный файл, и он оказывается без недостатков, без дефектов, полностью обсчитанный, да ещё и с красивой музыкой! Указывая имя файла, я написал просто "ura", и, кажется, это помогло