Отойдя немного от опыта скошенных глаз, запишу то, что пришло в голову ещё утром. Когда-то я уже писал о том необычайном эффекте, который появляется, когда кто-то шепчет нам непосредственно в ухо или издаёт рядом с ухом очень тихие звуки - пробирает сильнее, чем от турбины самолёта. Сегодня же я заметил, что во время слушания очень громкой музыки рано или поздно наступает момент, когда громкость перестаёт ощущаться (заметил скорее по памяти, ибо громкую музыку не слушал сравнительно давно). И тогда я вхожу в очень странное состояние - отупения/оцепенения/прострации/пустоты/ясности. Это совершенно иное восприятие, которое бывает до странного приятно. В этом состоянии очень громкая музыка может субъективно восприниматься как очень тихая. Громкость перестаёт иметь какое-либо значение, этот параметр как бы вычёркивается из восприятия. Разумеется, это относится не ко всякой музыке, она должна быть равномерно громкой и достаточно насыщенной текстурно, т.е. это в первую очередь электронный нойз, шумовая музыка. Вообще, в восприятии нойза много непонятных и загадочных моментов. Как-то это связано с особенностями работы мозга, видимо, но как именно, сказать вряд ли возможно. Важно, что в результате мы попадаем в состояние необычной реальности, где восприятие работает иначе. Как именно? Чем-то похоже на состояние безмыслия. В безмыслии объекты теряют формы и названия, превращаясь в непрерывное и удивительное нечто (ибо чтобы дать предмету имя, нужно слово). Одновременно с этим острота восприятия резко повышается, и каждая маленькая деталь становится бесконечностью. Что-то подобное и от оглушающей музыки происходит - границы между звуками и их свойствами размываются, зато каждая звуковая точка воспринимаются очень ярко. Правда, оглушающая музыка всё-таки вредна для здоровья, от этого никуда не деться...
Освобождение может быть и от других параметров. Например, от гармонии, от звуковысотности, от ритма, от тембра - всё это в современной музыке можно найти. И освобождение происходит по тому же принципу переизбытка - избыток диссонансов лишает диссонанс неблагозвучности (Веберн), избыток линий превращает сумму в аморфную и нерасчленимую массу (Лигети), избыток темповых обозначений лишает нас ощущения равномерной пульсации единого темпа и погружает в некое сверх-время (Штокхаузен), избыток тембровых возможностей лишает нас возможности различения и определения конкретных тембров (практически любая академическая электроника) и т.п. Но про динамику говорено, кажется, ещё не было.

И опять я, как водится, противоречу сам себе - то, наслушавшись громкого нойза, написал очень ругательный пост о том, какая бывает в музыке нехорошая энергетика и какие мы все лжецы, а то вот нахожу в этом высшие состояния и освобождение тела и духа. Нет ничего однозначного и твёрдого... Хотя энергетика всё же бывает положительной и отрицательной