Давно хотел написать, да всё не получалось. В Калининграде я посмотрел этот фильм в кинотеатре второй раз, спустя небольшое время после первого просмотра. Это всегда очень жёсткая проверка фильма. Удивительно, но второе впечатление было столь же сильным, и выходил я с желанием посмотреть третий раз. Такое редко бывает. Разве что фильм показался короче, чем в первый раз, но смотреть было столь же интересно и напряжённо. К тому же второй раз звук в кинотеатре был громче, что добавило ощущений. Вообще, какая сила с самого начала - эти гулкие удары ещё в заставке, когда кажется, что сейчас кинотеатр рухнет. Примитивно, варварски, банально - но сильно.
Но написать я, собственно говоря, хотел только об одном - о работе оператора. То, что он гений, и так понятно, но во второй раз я чуть лучше понял, почему. Естественно, во второй раз я пытался успеть рассмотреть мелкие детали, которые не разглядел в первый раз. Увидеть что-то, чего не заметил. Подробности изучить. Не поверите, но я не заметил вообще ничего, что не отпечаталось бы в памяти в первый раз. То есть в первый раз и во второй раз глаза мои видели то же самое, и как я не силился, никаких новых подробностей не успел приметить. Оператор железной рукой управляет моим взглядом! Я вижу только то, что он хочет, и противиться этой воле нет возможности! Только на компьютере, стоп-кадрами можно было бы разглядеть что-то ещё. С другой стороны, я не пропустил ни одной подробности, т.е. даже мелькающие на мгновение кадры показаны так, чтобы отпечататься в глазах и памяти очень рельефно. Смерть Марлены, в частности - очень короткий и суматошный кадр, в котором я, тем не менее, запомнил всё, что можно, и во второй раз успел увидеть только то же самое - непонятно что. Удивительно просчитанная по милисекундам картинка, прямо НЛП...