вспомнилось вот...
Лоскутная музыка
3 мая 2005 года
18:05
Лоскутная музыка. Новая техника композиции.
Сегодня сделал крупное открытие. Совершенно неожиданно (как это всегда бывает) мне в голову пришла, как мне кажется, совершенно гениальная идея. Возможно, она во многом определит моё будущее. Рассказываю. Вчера мы с одной моей подругой Олей (будущим великим кинорежиссёром) монтировали фильм, скоро продолжим. Так вот, я вдруг понял, что музыку можно писать в точности так же, как снимать фильм. Когда-то я много задумывался о том, где начинается искусство, откуда оно берётся, из чего делается. И пришёл к выводу, что искусство делается из всего-чего-угодно и возникает буквально на пустом месте. Из любых кадров можно сделать киноискусство. Вот движется какая-то ткань, вот ребёнок тянет ручки, вот сидит человек у окна, вот идёт снег, вот человек едет куда-то. Всему этому можно придать нужное направление, нужно лишь видеть конечный результат. Да и то необязательно, фильм может сам по себе давать результат, спонтанно.
Как делают фильм? Берут камеру и снимают какие-то эпизоды, потом из них монтируют. Накладывают какие-то звуки, музыку, эффекты, если нужно. С кадрами ведь всё что угодно делать можно.
Теперь мы берём в руки диктофон и используем его точно так же, как режиссер/оператор испольуют камеру. Ходим по улице, записываем понравившиеся звуки. Приходим к другу-исполнителю домой, просим сыграть/спеть что-то. Записываем, быть может, какую-то речь. Создаём звуки на компьютере. Это наш материал. Потом мы его монтируем, обрабатываем, накладываем друг на друга. Результат - музыка.
Кажется, я не говорю ничего нового. Уже давным-давно существует электронная музыка, конкретная музыка, акусматика и пр. Возможно, это открытие является открытием только для меня. Однако я никогда не слышал ничего подобного. Помню, нам показывали что-то из акусматики - пролетающий самолет, слушаемый из кувшина в саду. И я спрашивал - где здесь музыка, где здесь автор? Музыкальные направления кажутся мне ограниченными в какой-то своей области. Если это конкретная музыка, значит, мы берём конкретные звуки из окружающей среды. Если это электронная музыка, значит, мы делаем звуки на компьютере. Здесь же может быть всё что угодно. Я могу взять какой-нибудь свой романс и поместить его в иные акустические условия, что-то будет происходить одновременно с ним, до него, после него. Я могу комбинировать что угодно с чем угодно.
Кроме того, такая техника избавляет от проблем с исполнением, ибо создается автором в готовом виде и не может быть исполнена в принципе, существует только в записи. Все лоскутки "нормальной" музыки я записываю с каждым исполнителем отдельно, просто приходя к друзьям попить чаю, между прочим. Мы можем сделать много дублей и добиться идеального звучания, совсем как в кино. По сути, таким способом можно создать, условно говоря, "низкобюджетные симфонии", т.е. масштабные сочинения с большим количеством средств и глубоким содержанием, которые не требуют собрать целый оркестр и арендовать зал, они уже есть в готовом виде, их могут услышать все желающие в любой момент.
Итак, новой идеей здесь я считаю в первую очередь осмысление композитора как "ловца звуков", эдакого пилигрима, идущего по свету с коробочкой для звуков, которую он потом хорошенько встряхивает и рождает звуковые полотна неслыханной силы. Для меня это полный переворот в сознании, от черных точек на нотном стане до делания музыки из всего, что только есть вокруг нас звукового. Ещё недавно я придерживался идеи о том, что технический прогресс есть зло, ведущее человечество к гибели. Пожалуй, этот взгляд мне давно пора пересмотреть
Эта техника сочетает четкую зафиксированность с абсолютной, ничем не ограниченной свободой.
Эта техника в сочетании с кино может давать совершенно фантастический результат, ибо плоть от плоти его. Во всех фильмах, которые мне доводилось видеть, музыка существует в той или иной мере как саундтрек, т.е. как некая отдельно существующая субстанция. Здесь же можно сделать так, что каждый звук, что есть в фильме, будет одновременно частью музыкальной композиции, более того, все звуки фильма будут музыкой. Мне даже страшно это себе вообразить, это будет настоящий прорыв.
К этой технике ведут многие мои увлечения. Это и кинематограф, и "Игра в бисер" Гессе, и Mike Patton (он, может быть, в первую очередь). Patton вообще сделал огромную работу по раскрепощению моего музыкального сознания. Я-то раньше думал, что знаю, что такое музыка.
Одним словом, сегодня я сделал первый шаг к музыке будущего, полностью отражающей современность, абсолютно свободной от любых ограничений, сочетающей в себе всё звуковое пространство, открывающей новые возможности синтеза искусств. (ну, надо же немного пафоса в конце )
18:20
Вдогонку
Мне кажется, новые отношения человека со звуком идеально характеризует следующий пример. В "Delirium cordia" Майка Пэттона (скоро я напишу подробный анализ этого шедевра) есть одно место, где на рояле повторяется простейший мотив из двух соседних нот (до - ре-бемоль). Долгое время я слышал просто две ноты на рояле. Но потом я услышал, что звучит на самом деле: после взятия второй ноты (ре-бемоль) первая (до) не просто остаётся звучать (как это происходит на простой рояльной педали), она "обплывает" вторую ноту, доплывает аж до ноты ре, после чего плавно "вплывает" в звучащий ре-бемоль. Таким образом, мы имеем ещё целый мотив. Это никак нельзя сыграть на рояле, это то самое, что принёс в музыку технический прогресс. И это гениально...
4 мая 2005
20:03
Лоскутная музыка: запланированное и случайное
Лоскутная музыка, как она мне видится, поощряет случайность. Если в запись какого-то инструментального отрывка вмешиваются какие-то посторонние звуки - тем лучше, это и есть искомое соотношение зафиксированности и свободы, запланированности и случайности.
11 мая 2005
21:08
Лоскутная музыка: Охота на звуки
Сегодня шёл по улице и размышлял о том, где и какие звуки я собираюсь "ловить". Я шёл и слушал, пытаясь услышать всё, что звучит. Ай как это интересно! Но писать практически нечего: сплошной шум моторов. Проходят люди - разговоры. Шаги. Скрипы, от тех же машин. Скрипы - это уже интереснее, но их можно и без машин понаделать. Прошуршала газета - ну, это, наверное, могло бы и пригодиться, только бегать в толпе за газетой с диктофоном, как минимум, неудобно. Стало быть, одного диктофона-то мало, нужно прежде всего знать, что писать и где писать. Спонтанность и случайность как принцип, может быть, и возможны, но всё же в правильно выбранном месте. Ну, например, в зоопарке можно массу звуков интетесных записать Лес? А что там? Птицы, шум леса, насекомые изредка. Замечательно, но предсказуемо и предельно узнаваемо... В общем, какие звуки и где брать - вопрос весьма непростой. А ведь есть ещё один момент - нельзя предсказать, когда какой где звук появится, если мы его не создаём специально, а хотим "поймать". Охотник за звуками - это отнюдь не бездельник и неуч, это своего рода профессия со своими секретами мастерства. Что ж, будем пытаться научиться...
21 мая 2005
03:06
Лоскутная музыка: песни соловья
Про "Звездные войны" не хочу писать, разочаровали они меня. Напишу лучше про хорошее.
Мы живем у начала реки Яузы, и у нас рядом с домом есть прекрасная зеленая зона. И там традиционно живут соловьи. И вчера я немножко послушал их вблизи и пописал на диктофон. Хор лягушек во всю мощь соревновался с соловьями. Один соловей пролетел в шаге от меня и пел прямо в полете. Помимо восторга от подобного рая в двух шагах от дома хочу поделиться ещё одним наблюдением. Соловей меняет коленца очень часто и совершенно произвольно, бессистемно. Вот один кусочек, вот другой. Никакой связи, а в то же время нет ничего более естественного. Так это же тоже лоскутная музыка! То же самое мозаичное мышление, что и у Пэттона! Стало быть, это не особый изврат человеческого мозга, не насилие над музыкой, не пост-пост-модерн, а самая что ни на есть естественность! У птиц нет 3-хчастных форм, нет главных и побочных партий, они совершенно произвольно меняют рисунок своего пения. Почему бы не поучиться у них?
19 июня 2005
00:22
Лоскутная музыка: развенчание
Совсем недавно узнал, что моё великое изобретение не является неким ответвлением от конкретной музыки, а является самой что ни на есть конкретной музыкой. Нам дали послушать классику конкретной музыки, "Симфонию для одного человека", и она практически ничем не отличается от того, что я придумал. Т.е. там уже есть сочетание просто звуков с "нормальной" музыкой, причем нормальной даже больше, там тоже есть некая фрагментарность и т.д. Знаете, какого года это сочинение? 1950.
Но я рад, что я-таки это сам придумал
из старого
вспомнилось вот...
Лоскутная музыка
Лоскутная музыка