Вообще, наверное, нет в музыке процесса более долгого, мучительного и изнурительного, чем саунд-дизайн, т.е. создание звуков своими руками "с нуля". И есть у меня ощущение, что в чистом виде этим мало кто из композиторов занимается. Потому что, скажем, интерактив с MAX/MSP даёт множество новых звучаний, но они, как правило, наполовину случайные. Когда же у меня есть в голове достаточно чёткий образ звука, и мне нужно получить именно его, это просто катастрофически тяжело. Видимо, из-за очень малого опыта. Например, когда-то мне казалось безумно трудным синтезировать звуки дождя, не прибегая к использованию аудиозаписей реального дождя. Сейчас мне это кажется задачей достаточно простой. Или вот для новой песни мне нужно было сделать звук марширующей толпы людей - я сделал это из ничего минут за 10. Так что какой-то прогресс есть. Но иногда очень неприятно чувствовать себя в тупике и просиживать часы за компьютером вообще без результата. Сидишь, работаешь в поте лица, а результата НЕТ! Т.е. не просто медленно продвигаешься к цели, а просто стоишь на месте. Потому что попробовал так - не подошло. Попробовал сяк - опять не то. И так можно пробовать до бесконечности, когда не представляешь, как конкретно воплощать задуманные звуки. Я уже очень давно, с лета, пытаюсь сделать в электронике хотя бы одно сочинение, где бы звук был полностью подконтролен мне, где бы не было случайности, где были бы те звуки, которые я слышу в голове, а не те, которые получаются. Пока что все начатые композиции гораздо ближе к началу работы, чем к завершению...
И главное, всё время появляются новые идеи, новые задумки, всё приходится держать в голове в попытке не растерять, а процесс воплощения либо движется с черепашьей скоростью, либо стоит на месте. Например, над первым муравьём я работаю уже несколько месяцев, а готово всего несколько секунд. А всего композиция должна длиться 30 секунд. Ровно 30. Иногда мне кажется, что подковать блоху легче, чем сделать композицию на 30 секунд. Конечно, такому положению дел способствует то, что нужно работать над дипломами с утра до вечера, а электроникой заниматься в "свободное время", а лучше бы (для диплома) не заниматься этим вовсе. Ох, все эти годы учёба мешала творческому процессу, ой мешала... Какое же титаническое терпение нужно, чтобы дойти до конца и не забыть все те творческие желания, которые живут вне учебного процесса и не могут быть в него вписаны. Но уже почти три года я изнываю от нетерпения, у меня давно уже не осталось сил ждать, когда же всё моё время вновь будет принадлежать мне, и будет возможность свободно выбирать, над чем мне в данный момент работать.
Собственно, из-за этого я не собираюсь в аспирантуру - ещё пары лет тюрьмы мне не выдержать.