Сегодня были у меня маленькие духовные американские горки. Описывать их не буду, но вот интересно, что в результате через фразу из всё того же фэнтези-сериала "Весь мир прекрасен. Надо только уметь смотреть на него" я пришёл к вопросу "а чем плохо бросать мусор на землю?". Обычно меня безумно раздражает, когда люди мусорят, и я часто впадаю в грех осуждения из-за этого. А тут я вдруг застопорился на этом вопросе и не могу найти ответ... Получается, моё недовольство вызывалось только тем, что так не положено? Неким штампом воспитанности...
Ещё вчера я активно убеждал, что всеприятие есть зло, а сегодня неожиданным образом вдруг вновь в него вывалился. Раньше это было у меня аж 26 марта 2006 года. Ещё близко к этому то, что я писал в связи с безмыслием здесь и здесь. Мне тогда на полном серьёзе казалось, что, например, не бывает запахов приятных и неприятных, бывают просто разные. Сейчас я вдруг вновь это почувствовал ни с того ни с сего. Собственно, простым путём: я задал себе вопрос, может ли в этом мире быть что-либо уродливое и безобразное. Из материального мира, по крайней мере, а не из бездн человеческой души. И пришёл к выводу, что уродливое если и может где-то быть, то только внутри человека. А так даже смерть... Ну вот загрыз, допустим, лев антилопу. Разве это уродливо? Это природа, она первозданна и чиста. Внутренности существ ничуть не менее красивы, чем кожные покровы, просто у нас есть естественное чувство страха перед этим. И разложение тела столь же естественно и чисто - то, что было глиной, возвращается земле. Но и творения рук человеческих ничем не уступают в этом смысле - мы ведь делаем свои каракатицы из тех же материалов, тех же атомов, мы трудимся, вкладываем что-то в это. Это просто переставленные человеком с места на место атомы. Если абсолютно в каждом человеке образ Божий, то, наверное, и в делах рук его образ деяний Творца. А тогда рассуждать об искусстве хорошем и искусстве плохом бессмысленно, ибо равно хороша и соната Моцарта, и песня Димы Билана, потому что дело вообще не в этом, а в людях. Можно отвергнуть человека, делающего такую музыку и слушающего такую музыку, а можно не отвергать. Очевидно, что лучше бы никого не отвергать и не отказывать в любви, тем паче человек нам и плохого-то ничего не сделал.
Таким образом, любое искусство - как часть природного ландшафта, что нас окружает, потому что это материальное явление этого мира. И нахождение в нём прекрасного - лишь вопрос правильного угла зрения. В этом смысле чем менее привлекательным оно нам кажется, тем лучше, потому что это испытание нашей способности находить красоту, испытание, успех в котором делает красивее нас самих.