Да, не хотел я этого писать, чтобы не обидеть никого и не быть закиданным помидорами и камнями, но всё же надо это высказать. Крепнет у меня со временем ощущение, что если представить себе с одной стороны таких композиторов 20 века, как Стравинский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Гавриил Попов, Борис Чайковский, Вайнберг, Свиридов, Гаврилин, Эйгес, Шнитке, Кнайфель, Пярт, Тормис, Хачатурян, Тертерян, Мансурян, Канчели, а с другой таких, как Айвз, Шёнберг, Берг, Веберн, Хиндемит, Барток, Онеггер, Дютийе, Мийо, Сати, Мессиан, Гризе, Мюрай, Бриттен, Воан-Вильямс, Максвелл Дэвис, Булез, Штокхаузен, Кейдж, Лахенман, Фелдман, Шелси, Шаррино, Ксенакис, Лигети, Берио, Ноно, Саариахо, Рим, Фуррер, то в сумме получится что-то вроде живой иллюстрации басни Крылова "Слон и Моська". Т.е. мне-таки кажутся несопоставимыми вклады в духовное наследие человечества российско-советской музыки и музыки других стран мира. В пользу нашей музыки, да. Хотя я вот уже пару лет упорно пытался убедить себя в обратном. Можете считать меня националистом и ура-патриотом. Я не скрываю, что вполне вероятно, что я до сих пор чего-то не понимаю, не знаю и т.п. Но каждый раз, когда я слышу хорошую музыку из этой области духовного пространства, меня выстреливает в небо. Когда слушаю хорошую музыку "из-за бугра", то тоже вроде бы порою выстреливает... но скорее куда-то в неопределённость, порой сладкую и манящую, но... да и не то чтобы выстреливает, скорее обволакивает... А иногда просто высится скалой, к которой я с трепетом или скукой подхожу и смотрю. А в целом вспоминаются слова БГ: "Это море неестественно мелко".
К слову, если слушать музыку 19 века, то там уже перевес явно в пользу немцев с французами. Хотя я очень люблю Глинку и кучкистов, в них всё же часто возникает ощущение какой-то тесноты, тогда как один только Шуберт - целая Вселенная. Вагнер, Берлиоз, ооо... Впрочем, Дебюсси и Равеля я отношу к 19 веку, хотя в отношении Равеля это достаточно смешно, вроде бы если уж Равель - 19 век, то Рахманинов и подавно. Да, ещё Пуччини ведь был в 20 веке, я его тоже к прошлому веку записал... Да, и Рихард Штраус тоже из 19 века, кстати... Ну, такая вот у меня условная география времени, благо я всего лишь пытаюсь разобраться в своих ощущениях и чувствованиях. Потому что, конечно, одного Равеля хватило бы для того, чтобы моя картинка к басне Крылова несколько расплылась. Ну и Петтерссона своего я сюда не пишу, пусть он отдельно где-нибудь постоит.
Ну а до 19 века у нас академической музыки, можно сказать, не существовало (фольклор и церковную музыку я сейчас не рассматриваю). И, конечно, 18 век - это немцы-австрийцы, что уж тут говорить... Кстати, Бетховен, да, всё же 18 век...
Одним словом, раскол между нами и Западом в искусстве 20 века имеет, по-моему, корни гораздо более глубокие, чем просто "железный занавес" и недостатки образования. Нам чужда идея нового ради нового. Нам чужда идея, что искусством является всё что угодно, если кто-то поставил его в контекст искусства. Нам чужда идея того, что искусство - это голые цифры и формулы. Другой менталитет. Приходится это признать. Раньше я думал, что дело лишь в нашем невежестве. Собственно, оно продолжает существовать и его нужно, нужно искоренять, не то мы потонем в этом болоте с головой. Но дело всё же не только и не столько в нём... И даже не в идеях, благо их лишь к малой доле тех, кого я перечислил, можно отнести. Даже и не знаю, в чём тогда... Я лишь чувствую различные направления, различное наполнение, различные... источники?
А ещё мне порою кажется, что авторитет многих европейских композиторов связан совсем не с их музыкой... недаром же употребляют композиторы в устной речи такие словосочетания, как "мафия Берио", Рима или Булеза.
Ну и, конечно, это мнение отдельно взятого момента времени. Не могу сказать, что я сколько-нибудь в нём укоренился. Но, как я сказал, "крепнет".