Успел-таки сегодня всё закончить и принести к последнему сроку. Теперь пытаюсь осознать, что это было. А произошло, вообще говоря, знаменательное событие. Впервые в жизни я написал технически сложную музыку всего за 2 недели, даже, если быть точным, за 13 дней - первый набросок я сделал в прошлое воскресенье, 18 мая (сразу после последнего Причастия). Мне тогда сильно не понравилось то, что я написал на прошлой неделе (а у меня уже к тому моменту было музыки на несколько минут написано и набросано, цикл из 4 маленьких частей). И вот я, прекрасно понимая, что времени, в принципе, нет вовсе, потому что вот уже 30 мая нужно сдать готовую партитуру и партии, начинаю писать с чистого листа совсем другую музыку, гораздо более сложную технически, потому что в предыдущем варианте у меня одновременно играли 1-2 голоса, все инструменты одновременно не использовались почти никогда, а тут замысел с претензией на много моментов, где будут задействованы все 10 инструментов, в том числе и 10-голосно. Более того, там всё строилось на конрастах, всполохах, отдельных нотках и спонтанности, а тут тематическая музыка с жёсткими требованиями формальной и гармонической организации. Естественно, я бы не пошёл на столь безрассудный поступок, не будучи уверен, что успею, хотя откуда такая уверенность могла взяться, непонятно. С Божьей помощью, конечно.
И, действительно, успел, и вроде даже почти всё так, как хотел. Хотя, поживём - увидим. Вернее, услышим. 13 июня в 14:00 в Рахманиновском зале начало концерта, кстати. А назвал я это дело "Ночь и рассвет".
Но интересно другое. Сколько бы я ни хныкал и ни охал по поводу того, что приходится писать из-под палки, что это изнасилование, что музыка так не пишется, что это халтура, что больше никогда и ни за что, я вошёл в азарт. В какое-то очень боевое, сильное и по-хорошему злое настроение, когда кажется, что я всё могу и вообще "ну что, съели?". и как-то не хочется останавливаться на достигнутом. Теперь я знаю, что могу за пару недель написать почти 8 минут музыки для ансамбля из 10 инструментов, и знаю, что мне это понравилось. Раньше я считал (несмотря на то, что когда-то написал за одни сутки перед экзаменом по полифонии сразу 5 не самых плохих фуг), что по природе своей пишу медленно, полгода-год, что служенье муз не терпит суеты, что перед сочинением неплохо бы недельку-другую провести в молитвенном созерцании и потом вдумчиво и собранно пестовать каждую нотку и завиток. Назовём это методом улитки. А тут вдруг я по необходимости стал спортивным автомобилем, проходящим трассу максимально быстро, с управляемыми заносами на виражах, рёвом мотора и визгом резины. Вот и в компьютерную игру гоночную играл, кстати, в перерывах. Самую любимую, между прочим. Всегда любил на компьютере погонять на машине. А ещё любил походовые стратегии и квесты, где можно думать и созерцать хоть вечность. Получается, эти две крайности были во мне изначально, просто вторую, скоростную, я почему-то упорно не замечал. А теперь я поймал кураж, мне хочется попробовать силы на следующей трассе, и ещё, и ещё. Сколько я пропустил возможностей исполниться или поучаствовать в конкурсах только из-за уверенности, что не стоит распылять силы, что я работаю над большой вещью и буду пилить её столько, сколько потребуется, а ни на что другое не буду отвлекаться, что невозможно быстро написать что-то, что мне хоть сколько-нибудь понравится, не считая записанных импровизаций-бабочек, которые живы именно в силу чистоты импровизации! А теперь прямо такие горизонты открываются, когда я узнал в себе возможность действовать в музыке быстро и эффективно. Эйфория.
А кураж мне, кстати, очень пригодится сейчас. На диплом пойдёт не только этот ансамбль, нужно что-то ещё. Есть соната для гобоя и фортепиано, она точно прозвучит, вопрос лишь, в скольких частях - сейчас их 2, но я бы хотел успеть сделать 3. До концерта ещё ровно 2 недели. Финальчик гобойной сонаты написать не в пример легче, чем с нуля большой ансамбль для 10 исполнителей. Но и этого мало. Ещё бы хорошо какие-нибудь романсы показать. У меня есть в запасе несколько романсов на собственные стихи, которые я никому не показывал, и это может стать большим событием, если я успею их доделать, набрать, найти исполнителя и подготовить исполнение. Думаю, по сравнению с этими романсами вся остальная моя музыка симфонического и камерного диплома - пыль. Опять же, 2 недели на всё про всё. + ещё усиленно надо готовиться к последнему испытанию - коллоквиуму, который состоится 17 июня.
Кстати, ни у кого случайно нет знакомого хорошего лирического тенора?