Мне сегодня снилось офигенное вступление к фильму "Кин-дза-дза" - там было слушание стуков сердца и музыки сердца, некий человек, падающий в пропасть, женщины, в полумраке и тишине крестящие в воде младенца и ещё много интересного. Тарковское такое вступление.
Проснувшись, я подумал - а ведь "Сталкер" и "Кин-дза-дза" очень похожи! Оба можно назвать величайшими фильмами в истории. Оба практически на один сюжет. Начинается всё с семьи. Потом герой попадает в другой мир. Там всякие аномалии, приключения, путешествия. Весьма непростые отношения между героями, которых вместе свела судьба. И даже штуковина, выполняющая любое желание, есть и там, и там. И в обоих случаях есть отказ от заветного желания. В "Сталкере" - из-за осознания нечистоты помыслов, или же из-за неверия, что, в сущности, одно и то же. В "Кин-дза-дза" - из-за самопожертвования ради ближнего, даже ради почти врагов. И там, и там делают "ку" перед окружающей средой - кто перед эцилопами, кто перед самой Зоной. Разница же, как мне кажется, в первую очередь в том, что в "Сталкере" герои уходят в другой мир добровольно, устав от этого мира. В "Кин-дза-дза" же это произошло случайно, несчастный случай. Естественно, воли к жизни у таких жертв несчастного случая оказывается в разы больше, чем у добровольных изгнанников...
Но, вообще, интересное дело, что два киностолпа столетия имеют в своей основе жюльверновскую приключенческую романтику. Есть что-то в этом по-детски правильное.