Мне кажется, что очень важная вещь, которая для многих, думаю, очевидна, но которую очень нужно понять и запомнить мне (и ещё, быть может, некоторым из коллег) - люди не виноваты в том, что им не нужна моя музыка, не нужна современная академическая музыка, не нужна классическая музыка как таковая. И я в этом не виноват, хотя, вероятно, если целенаправленно искать виноватого, то это, конечно, буду я и только я. Это не вопрос чьей-то лени, чьей-то вины, чьего-то глобального заговора и т.д. Попсовики не виноваты в том, что закармливают людей тупой музыкой, потому что это действие законов рынка - есть спрос, есть и предложение. Это всё некая объективная реальность. Можно ругаться на неё, можно ныть в подушку, а можно спокойно что-то делать. Способов актуализировать серьёзную музыку масса, и это именно то, над чем я усиленно думаю последние дни. Пока все мои идеи так или иначе связаны с современными техническими средствами - микрофоны-колонки-наушники, Интернет, мультимедиа и т.д. Но думаю, могут быть и другие варианты (вроде памятного флэш-моба гнесинцев в защиту общаги - вполне возможный вариант вписывания академической музыки в реальность). Очевидно одно - ничего не изменится, если академическая музыка будет торчать всё в тех же обшарпанных концертных залах в костюмах и бабочках, а публика будет сидеть и чинно хлопать. Устарела не академическая музыка - устарела манера её подачи. Если нормально подать современную академическую музыку, ни у кого и мысли не возникнет, что это вообще как-то связано со скучной музейной классической музыкой, которую проходят в школах. Нет, это будет событием, здесь и сейчас, захватывающим событием.
Идеальный пример - опера Фуррера "Fama", что привозили в Москву осенью. Вместо концертного зала какой-то ангар. В ангаре некое кубическое сооружение. Внутри несколько десятков стульев. Полумрак, таинственные звуки, створки куба поворачиваются, музыканты гуляют туда-сюда, чёрти что. Ситуация совершенно сногсшибательная. Очень трудно остаться равнодушным в такой ситуации. Достаточно представить эту оперу в концертном исполнении в Большом зале консерватории, и станет смешно. Да она там нафиг никому нужна не будет, кроме, как всегда, горстки сдвинутых профи. А вот в том виде она явно могла бы ставиться больше двух гастрольных дней. Может, вся Москва туда и не сбежалась бы, но, думаю, слава об этом как о некоем захватывающем небывалом звуковом приключении вполне могла бы распространиться.
Да что там, достаточно хотя бы освещение продумать, уже лучше было бы. Темнота, сцена чуть подсвечивается синим, прожектора выхватывают музыкантов в центре, под ними какая-нибудь зеркальная поверхность, лазеры что-нибудь там вычерчивают. Да, фи, да, попса, но мы ж артисты в конце концов, ёлки-палки. Наша задача - чтобы зритель был наш с потрохами, только тогда можно начинать что-то делать. Для этого совсем не обязательно изменять себе, "продаваться", терять лицо. Просто немного по-другому мыслить. Работать не только со звуками, но с окружающей реальностью. Преобразовывать, переделывать, завоёвывать её. Для чего мы, как мне кажется, и пришли в этот мир.
upd: ссылки по теме:
www.openspace.ru/music_classic/projects/80/deta...
busidoremikle.livejournal.com/206258.html
busidoremikle.livejournal.com/187448.html