Обычно противопоставляют слушание музыки в концертном зале, с чинными хлопками да в полной тишине, и ситуацию дискотеки, где все прыгают, орут и прочими способами, так сказать, морально разлагаются. Я же часто думаю о том, что музыке вообще давно пора выходить за стены этих резерваций. Это может быть и "музыка улиц и площадей" в различных вариациях, но вот два любопытных варианта, о которых мне ни от кого слышать не доводилось.
Вариант 1 - взять за модель многозальный кинотеатр нового образца, каких у нас, кажется, нет, но ради которых, вообще говоря, и существует многозальность. В каждом зале что-нибудь да идёт. Платишь за вход и идешь в любой. Не понравилось - айда в другой зал. Не понравилось - можешь пойти в бар и подождать, пока начнется что-то интересующее тебя. Музыканты, вообще говоря, играют помногу каждый день (ну, должны, по крайней мере), и очень много раз повторяют одно и то же, поэтому если посадить их с тем же в какой-нибудь из залов, от них не убудет. И вот у них концертная программа А. Они её играют, допустим, в 12, 16 и 20 часов в зале 1. Вот другие музыканты, у них программа Б, они её играют в 14, 18 и 22 в зале 1. Аналогично в остальных залах ещё музыканты. Музыкантов у нас много, на всех хватит. Более того, многие отчаянно ищут работу, которая их бы обеспечила. Я, конечно, не экономист, мне трудно предположить, сколько бы могли таким образом заработать музыканты, особенно академические да в соседстве с неакадемическими (ибо разные залы должны представлять, конечно, разные музыкальные направления). Но будь в Москве такое место, думаю, тусовался бы там часто. А главное, это даёт возможность более свободного формирования программы, с возможностью эксперимента, т.е. современной академической музыки. В одном из залов, в одно из времён. Что, мне кажется, могло бы способствовать популяризации этого столь для меня дорогого сегмента музыкального рынка.
Вариант 2. Я часто мечтаю о возможности более тесного контакта со слушателем. Я обратил внимание на то, что очень тихие звуки в непосредственной близости к уху обладают удивительным воздействием. Что-то вроде музыкальной гомеопатии. Реализовать такое можно одновременно только для одного единственного человека. Отсюда возникает концепция "музыки для одного человека". Очевидно, что целый концерт для одного человека никто специально устраивать не будет. Зато это можно было бы организовать в каком-нибудь большом здании, где много небольших комнат, в каждой из которых крутят свою музыку для одного человека. Таким образом такую музыку могут послушать очень много слушателей, каждому рано или поздно достанется своя комната. А платят они, опять же, только за общий вход, естественно. Это сродни выставке, где переходишь от одного экспоната к другому. А мечтаю о такой возможности не только я - почти у каждого современного композитора найдётся своя задумка на этот счёт. Кто-то сделает интерактивную инсталляцию, где слушатель сам будет источником музыки. Кто-то сделает из комнаты, быть может, резонатор какого-нибудь гигантского инструмента. Кто-то сделает маленький музыкальный спектакль. Кто-то использует эту ситуацию для экспериментов с акустикой и пространственной музыкой. Кто-то, быть может, даже нацепит слушателю что-нибудь на уши - сочетание музыки из наушников с музыкой вокруг даёт очень интересные и новые ощущения. А кто-то просто сыграет ему что-нибудь на скрипке, пользуясь ситуацией максимально достижимой интимности. Проблема одна - организовать такое на должном уровне очень сложно и дорого, к сожалению. Но нет ничего невозможного.