Неправильно писал я о том, как быть с тишиной на концертах. Отсутствие тишины порождено отчуждением. Находящиеся в зале не участвуют в том, что происходит на сцене. Они настолько отчуждены, что не ощущают даже, что звуками своими могут кому-то помешать, потому что на сцене некая параллельная реальность, не имеющая к залу никакого отношения. Концертный зал - это место, куда люди приходят, чтобы себя показать и на других посмотреть. Но есть люди чопорные, воюющие за вымышленную мораль ради поддержания чувства собственного достоинства и превосходства, и есть люди свободные и естественные, которые не боятся быть искренними на концерте, то есть болтать и заниматься не связанными с музыкой делами, потому что каждый ведь понимает, что не за слушанием музыки приходят на такие мероприятия. Думаю, примерно так они думают.
Можно, конечно, завести террор, чёрные списки, отдельный электрический стул для каждого, но доброго плода не выйдет. Насилие не приводит к добру. Люди, что действительно ищут музыку, не пойдут туда, где есть полиция нравов и чёрные списки. Хотя бы потому, что редко ценители музыки могут ценой за билет окупить зарплаты всех охранников и уменьшенный размер зала. Зал же будет либо пуст, либо наполнен теми, кто действительно чопорно воюет за вымышленную мораль и хочет ощущать себя избраннейшими из избранных. В высшей степени пуританское и гордое общество. Менее всего годящееся в качестве чутких и внимательных слушателей. Стало быть, такая затея просто не имеет смысла, ибо к цели - создать возможность существования музыки - не приведёт.
Нужно же прежде всего преодолевать отчуждение и сокращать дистанцию между слушателем и исполнителем. Конечно, зал не должен быть таким огромным, как Большой зал консерватории. В зале не должно быть дополнительного яруса для зрителей. Из залов консерватории, стало быть, подходят только Рахманиновский зал и зал им. Н.Я.Мясковского, более всего последний в силу своих чрезвычайно малых размеров и минимальной высоты сцены и расстояния до сцены. Вместо же того, чтобы разделять слушателей, лучше их соединять - долой отдельные места с подлокотниками, даёшь скамейки! Это позволяет весьма гибко регулировать количество мест в зале в зависимости от количества людей, а заодно и, так сказать, сплачивает население. Кроме того, скамейки, как правило, не издают собственных звуков. Да и вообще, главная цель - избавиться от любых признаков пафоса.
Далее. Долой посторонних ведущих концертов. Вести концерт должен либо один из музыкантов, либо какой-то их близкий друг, чтобы объявление было не формальным, а очень личным. Не стоит проводить концерт совсем без слов. "Музыка и только музыка!" - звучит романтично, но на деле порождает то самое отчуждение. Люди, тем более незнакомые, всё-таки общаются при помощи слов. Но монолога, вообще говоря, мало - весьма хорошо было бы завести о музыке диалог. Кому понравилось, кому нет, почему, какие возникли ассоциации.
Как бороться с шумами в ситуации контакта музыкантов и слушателей? Да очень просто! Во-первых, слова об отключении мобильных телефонов и просьбы соблюдать тишину в такой ситуации звучат уже несколько доходчивее. Во-вторых, их можно повторять столько раз, сколько нужно, чтобы до всех дошло. Более того, можно обращаться к человеку, который мешает другим, адресно - одно дело, когда в тебя тыкает пальцем сосед, и совсем другое, когда к тебе во всеуслышание обращается со сцены музыкант. Если же и это не подействует, можно прекратить концерт до того момента, пока не образуется живительная тишина. Если она будет слишком грубо нарушаться во время исполнения музыки, лучше прекратить играть и ещё раз обратиться с просьбой соблюдать тишину. После чего начать играть произведение заново или же, если ситуация совсем безнадёжна (например, если весь зал шумит себе и шумит), вовсе прекратить концерт. И ещё много различных вариантов появляется в ситуации контакта, а не отчуждения.
Но главное даже не в этом, ведь не ради борьбы с тишиной приходят на концерт. Главное, чтобы человек услышал человека. Чтобы слушатели действительно участвовали в концерте, а не оказывались пассивными наблюдателями. Можно раздавать им листочки для оценочного голосования за тот или иной номер концерта, это сразу повышает внимание. Можно знакомиться лично чуть ли не с каждым. Можно создавать круг постоянных слушателей, которые смогут напрямую влиять на программу концертов. Можно тут же получать живой и непосредственный отклик на премьеру своего нового сочинения. Можно найти новых друзей или учеников. Когда человек видит перед собой человека, а не функцию - возможности открываются бесконечные. Вопрос лишь в том, хотят ли этого сами музыканты? Ведь гораздо проще просто отработать, отыграть, получить гонорар, а там хоть трава не расти...

P.S.: да, и стоит делать свободный вход и пост-концертную оплату в виде пожертвований. Кому понравилось - кладёт ровно столько денег, насколько ему понравилось. Кому не понравилось или просто нет возможности заплатить - ничего страшного, мы всем рады.
P.P.S.: поздравляю всех православных христиан со светлым праздником Казанской иконы Божией Матери! Славный сегодня был день.