Ну вот, наконец-то, у меня есть время и желание, и можно спокойно почесать языком. Я никуда не спешу, ничего надо мной не висит (нужно, правда, набрать на компьютере сложнейшую партитуру к 1 августа, ну да это ведь ерунда, правда?), в ICQ нет ни одного собеседника, по e-Mule качается пара нужных вещей, отчего Интернет работает очень медленно...
Сегодня я провел интересный эксперимент - сначала послушал Крейцерову сонату Бетховена, потом прочитал Крейцерову сонату Толстого, потом послушал 1-й квартет Яначека "Крейцерова соната", уже по Толстому, всё впервые. Результат получился замечательный, ибо вещи эти, как мне кажется, конгениальны, и связь между ними есть. Особенно сильное впечатление произвел квартет Яначека. И 1-й, и 2-й квартет у него - настоящие шедевры, жемчужины квартетной классики.
А ещё я сегодня гулял по окрестной природе (хорошо жить на самом краю Москвы, всё утопает в зелени; правда, МКАД совсем рядом) и слушал "Турангалилу" Мессиана и 1-ю симфонию Малера. Вообще, хочу за это лето послушать все симфонии Малера, Брукнера, Сибелиуса, Онеггера и даже, может быть, Воан-Вильямса. А ещё нормально познакомиться с французской шестёркой (хотя бы с Пуленком, Мийо и Онеггером), подучить Шостаковича, Хиндемита и много чего ещё... Честно говоря, первое лето в жизни я целыми днями слушаю музыку. Неужели повзрослел?..
Ну о чем вам ещё рассказать... Концерт Паттона, конечно, останется неизгладимым впечатлением, надеюсь, на всю жизнь. Это было что-то невероятное. Но его пришлось долго ждать. Мы с друзьями (привет Зырфу ) пришли за час, в 18, надеясь занять лучшие места, но никого не пускали до 19. Войдя в 19, места мы-таки заняли отменнейшие - в самом первом ряду, аккурат напротив стойки Паттона. Плохо было только то, что мы стояли справа, почти что прислоняясь ухом к правой колонке, ну да на таких местах грех жаловаться. Места были, разумеется, самые что ни на есть стоячие. Спустя где-то полчаса вышла "группа на разогрев". Нас уверили, что эту группу очень ценит сам Паттон и что они даже скоро запишут альбом на его лейбле (Ipecac). Но это было что-то страшное. Вышел чувак с чувихой с гитарками и начали наигрывать популярные мелодии a la "Криминальное чтиво", а на фоне изредка раздавалась какая-то дохлая электроника и чьи-то записанные вопли. Чувиха вообще брала на басу 2-3 ноты и больше ничего не делала. Продолжалось это мучение около часа. Потом пустили некую фонограмму, уже явно Фантомасовскую, поэтому было интересно, но не слишком - всё это тоже была музыка "на разогрев". Но когда после всего этого ожидания они, наконец, ВЫШЛИ... Честно говоря, я хотел описать это в дневнике примерно так: "Потом вышел Фантомас. Дальше ничего не помню" Может, ощущений добавила мощная колонка совсем рядом (от неё у меня все внутренности вибрировали), но, честно говоря, не помню, чтобы что-либо производило на меня столь ошеломляющее впечатление. Паттон вытворял что-то несусветное: пел и кричал в разные микрофоны (их там было штуки 4, каждый для своих целей), управлял пультом с электроникой (она была "живая" - было хорошо видно, как от движений его руки плавно изменяется музыка), дирижировал музыкантами (ибо эта музыка требует потрясающей координации исполнителей), носился по сцене... У него потрясающая пластика и мимика, как выяснилось, каждый звук выражался у него на лице или в движении. Вокалист он, думаю, один из лучших в мире, когда он разверзал свою глотку на всю мощь, то и дело казалось, что сейчас снесет всех зрителей куда-нибудь в Австралию. А когда он поёт тихо, это, быть может, напоминает волны Мартено, если кто слышал такой инструмент (у Мессиана как раз используется). Другие музыканты не отставали, ударник и гитарист творили что-то невообразимое. Вообще, основное ощущение - как будто подошел к порталу, кто-то нажал кнопку, и разверзлось окно в совершенно другой мир. А после концерта было ощущение, что вот в нашу глухую деревню на час ворвалось некое небесное светило и показало, как может быть. И вот оно исчезло, оставив нас дальше прозябать в нашей глуши, где ничего нет. Уровень настолько несоизмерим ни с одним из наших музыкантов/коллективов, что как-то, действительно, очень грустно... Честно говоря, до этого концерта я музыку Фантомаса скорее изучал, чем слушал (за исключением Delirium cordia). Но на концерте прочувствовал каждую нотку, каждый поворот, и казалось, что это самая простая и естественная музыка, какая только может быть. Паттон мне чем-то напоминал ребенка, который восторженно строит свой мир из подручных средств, и от каждого прикосновения случаются какие-то маленькие чудеса - вылетают бабочки, рождаются какие-то диковинные существа, открываются окна в иные галактики... А он всего лишь совочком в песочке играет Что-то детское было в его увлеченности процессом, он был настолько весь в музыке, насколько это вообще возможно (что не помешало ему смачно плюнуть в ответ на какую-то хрень, брошенную в него из публики). Трудно поверить, что он так выкладывается на каждом концерте, но, видимо, по-другому и быть не может.
И ведь странное дело, вроде бы тяжелая, агрессивная музыка, а почему-то рождает такой безграничный позитив. Потому что дело не в используемых звучностях, а в том, что в это вкладывается...