Писать об этом фильме страшно, а не писать тоже нельзя. Давно у меня не было такого сильного желания реально выбежать из кинозала, но всё же мы с Наташей героически досмотрели фильм до конца, правда, то и дело надолго отворачиваясь и вцепляясь друг в друга, ибо смотреть было невозможно. Перед премьерой было сказано, что, вероятно, зрители разделятся на две противоположные половины, как это случилось в Каннах, где фильм вызвал большой скандал. Зная о том, что в фильме обещаны жуткие сцены насилия в большом количестве, что он был освистан в Каннах, что это жуть кромешная, мы вроде бы знали, на что шли. Но на самом деле я бы хотел всерьёз предостеречь каждого, кому это покажется интересным - подумайте 10 раз, прежде чем идти на фильм. Это серьёзный вопрос - до какой степени сильными и натуралистичными могут быть художественные средства кино. Мне кажется, что такие сцены могут серьёзно повредить психику человека. Не рекомендую смотреть фильм людям младше 21 года. Некоторые кадры потом, боюсь, придётся выковыривать из подсознания с помощью психоаналитика. Я много "жести" видывал в кино, но всё же после выхода из кинотеатра меня реально тошнило. Не шутят с такими вещами...
Итак, было обещано, что зрители разделятся на два лагеря, но на деле разделение произошло внутри. Одна половина меня отторгает фильм, другая говорит, что он гениален в большей степени, чем всё, что этот ненормальный снимал до этого. Конечно, он поражает воображение, он реально очень сильный, этот безумный фильм... Впервые за много лет Триер отошёл от привычной манеры съёмок, прибег к новым технологиям, спецэффектам, создав зловещее визуальное пиршество с некоторыми очень неожиданными ходами. Как и прежде, психологически фильм точен на 100%, анатомия одержимости выверена до мелочей. Ларс фон Триер задался целью воплотить царство сатаны на Земле, и ему это удалось. Можно сколько угодно задаваться вопросом, отчего кинематограф так упорно пытается под микроскопом изучать именно природу зла. Быть может, только это доступно искусству? Хочется верить, что нет. Но заглянуть так глубоко в собственную природу и вовремя ужаснуться - опыт, по-видимому, необходимый. Ларс фон Триер сделал всё для того, чтобы ужаснулись даже самые циничные. И потом, он очень точно возводит искажение человеческой природы к искажению природы вообще, к той земле, что проклята за человека. Здесь сразу хочется углубиться в анализ, но я всё же подожду с этим - пусть все желающие сначала посмотрят. Этот фильм хочется разбирать детально, здесь действительно есть о чем поговорить, фон Триер очень точно поймал некоторые вещи, мистические и не очень. Здесь есть кадры какой-то сверхчеловеческой красоты, что особенно страшно...
Посвящение Тарковскому - ещё один очень сильный ход, ибо все цитаты из него предстают как бы вверх тормашками, наизнанку. Все те символы, что были в "Зеркале" романтичными воспоминаниями о доме и красоте, здесь оказываются сгнившими у самых корней, насквозь проросшие хаосом и отчаянием, это как бы зеркало "Зеркала".
Я и рад, и содрогаюсь от того, что фильм этот, кажется, при всём желании невозможно забыть. Мы как будто вернулись с войны - закроешь глаза и увидишь кровь и перекошенные лица. Когда-то меня поразил рассказ Андреева "Красный смех", где люди наматывались на колючюю проволоку, смеялись и всё такое. Меня потом сильно крутило, но вспоминаю я об этом всё же с благодарностью, хотя ни разу не перечитывал. Подобное, быть может, будет и с этим фильмом.
Ещё неожиданно возникла параллель с чилийским фильмом "Небо, земля и дождь", о котором я писал не так давно. Зловещая природа, очень похожее лицо главной героини, много молчания и шума ветра, сумрачность, замороченные отношения между людьми, призрак Тарковского где-то в подсознании... На этом, впрочем, параллели заканчиваются, там совсем другое и о другом...
Н-да, сумбурно получилось, и как-то самое главное не улавливается. Фильм грандиозен и отвратителен, прекрасен и страшен, привлекателен и отталкивающе уродлив, полезен и опасен, учит и мучит. Конечно, так делать нельзя, конечно, ему просто был нужен очередной скандал, конечно, он сново бьёт зрителя запрещёнными приёмами, конечно, он шулер. Я всерьёз опасаюсь, что у Ларса фон Триера не всё в порядке с головой, что только больной человек может такое снять. Слава Богу, что он один такой на свете. Но всё же в очередной раз спасибо ему за это жестокое изнасилование души и разума. Доктор, у меня стокгольмский синдром, ааа!