Сегодня ещё 2 раза послушал этот удивительный альбом, и на этот раз понял кое-какие секреты. Я пытался понять, как это может быть, что всё время повторяется одно и то же, но почему-то не надоедает. Секрет во многом оказался в фактуре (аранжировке). Только кажется, что звучит одно и то же, это мастерски сделанная иллюзия. На самом деле песня в начале и песня в конце - это совершенно разная песня, фактура может измениться полностью. Чудо в том, что это происходит плавно и незаметно, и в лучших случаях постоянно! Т.е., ежели представить пульт, на котором всё это делается, то ползунки там постоянно находятся в движении! Фактура меняется поразительно плавно - вот один пласт постепенно становится тише, а другой проявляется, вот на грани слышимости подключились струнные, вот чуть изменился ритм... Тонкость выделки этих процессов просто невероятная. Эти песни абсолютно пластичны, это непрерывный процесс, это постоянное обновление и изменение, это река, это поток.

Я бы особенно выделил 2 перехода между песнями, выпалненные просто феноменально - это связка "Future lovers" и "I love New-York" и связка "Forbidden love" и "Jump". В первом случае музыка так мягко вплывает из одной песни в другую, что это почти неощутимо, это воспринимается как очередное обновление, во втором случае от фактуры Forbidden love остаётся один элемент (очень яркий и важный, кстати, ибо обеспечивает предыдущей песне политональность), на который постепенно наслаивается уже новая фактура, причем в другой тональности. Forbidden love в си миноре, Jump в ми-мажоре, а этот элемент фактуры, взятый сам по себе, в фа-диез миноре, то есть вообще в третьей тональности, он политонален и в первой, и во второй песне. Удивительно.

Весь альбом написал в ладу с 7 натуральной ступенью. Т.е. нигде нет банальной гармонической доминанты, она всегда натуральная. Мажор тоже с 7 низкой. Мажор - особая статья, остановлюсь подробнее.

Треки 3-5, песни "Sorry", "Future lovers", "I love New-York". В "Sorry" есть некоторые моменты, которые можно считать эталонными, образцовыми. Если бы я написал учебник по такой музыке, этот пример там был бы в первую очередь. Здесь принцип изменяющихся во времени фактур проведён наиболее рельефно и последовательно. Самое сильное место в этом плане перед последним проведением припева, там идёт очень длинное и очень плавное накопление звучности, выполненнное в высшей степени виртуозно. Там постепенно наслаиваются друг на друга остинатные голоса. В конце очень ярко звучит ещё один принцип, о котором я ещё не сказал. Видите ли, различные короткие мелодии/попевки, из которых складывается песня, все идут на один и тот же гармонический оборот (и как же нужно уметь его подать, чтобы один и тот же гармонический оборот на протяжении всей песни совершенно не бросался в уши!), засчет чего их в конце можно пустить одновременно. По ходу песни различные мелодические ячейки потихоньку перемшиваются, а в конце даются одновременно, а поскольку они удивительно разные, вместе они звучат бесподобно, дополняя друг друга. Чистая полифония. Этот приём применяется здесь в большинстве песен. Ещё одна вещь, которую стоит сказать в связи с "Sorry" - здесь непонятно, где припев, а где куплет. Каждая из двух основных мелодий в равной степени претендует и на то, и на другое, каждая звучит как припев по отношению к предыдущей. Поэтому когда они объединяются в конце, мы как бы слышим двойной припев, поэтому это звучит так естественно.

В "Future lovers" я бы хотел обратить внимание на "мерцание" мажора и минора - звучит то ля мажор, то ля минор, и они исключительно тонко сменяют друг друга, всегда есть момент, когда ещё предыдущее состояние, но "уже вот-вот, уже вот сейчас, ещё совсем чуть-чуть", и вот лад меняется. Т.е. перед сменой лада есть некая зона предвосхищения. Ещё одна удивительная вещь - первая попевка, нисходящий ход по верхнему тетрахорду. Он в другом размере, чёрт дери!! Там вообще совершенно непонятная с точки зрения метроритмики фигура, никак в 4/4 не вписывающаяся! А вписывается, и прекрасно. Здесь очень здорово сочетаются мягкость начальных аккордов и бодрость основного ритма. Здесь достаточно много попевок, дополняющих друг друга, и, естественно, они все соединятся в конце пути. Следующая песня - "I love New-York" - дополняет и продолжает это: вновь пересекаются мажор и минор, на этот раз более остро - до и до-диез каждый раз как будто лишь чудом минуют друг друга. Если в "Future lovers" была превращена в мелодию верхная часть гаммы, тут в мелодию (и какую яркую!) превращена нижняя: распев на слово "New-York" - это надо слышать. Если припев в ля мажоре, то одна из попевок в ля миноре, и, разумеется, в конце они звучат одновременно! И до вклинивается аккурат перед и после до-диеза, они вновь не пересекаются и не образуют диссонанс. Опять же, какая тонкость! И везде фактура дышит, фактура живет как некий организм, она не стоит на месте, она развивается...

Быть может, каплей дёгтя является последняя песня. На мой взгляд, гораздо логичнее было бы закончить 11-й песней - "Push". Мощная, сильная, бодрая прекрасная завершающая песня с прекрасной концовкой, которая вполне могла бы быть концовкой альбома. И тональности бы замкнулись - начали с ре-минора и к нему же вернулись. Но вдруг случается большой облом, музыка буквально сваливается в фа-минор (хотя сделано это безумно красиво), звучат напряженные аккорды, напоминающие об аналогичном месте перед 3-й песней, после чего звучит собственно финальная песня. И всё бы хорошо, но а) здесь фактуры стоят на месте! Как пошли в начале, так почти без изменений и звучат до конца. Из-за чего однообразно б) не подходит по настроению - к чему в конце такого позитивного альбома вдруг такая драматичная песня? Вот каждый раз мне обидно, что музыка не заканчивается после "Push". Чем-то похоже на ситуацию, когда после детской сказки и "Они жили долго и счастливо и умерли в один день" рассказчик вдруг добавит хриплым голосом "НО УМИРАЛИ ДОЛГО И МУЧИТЕЛЬНО!". Конечно, я сильно преувеличиваю, но какой-то такой облом всё же случается.