А мне думается, что причина "хорошести" старинной музыки в её несвободе. Свобода всегда оскорбляла благородные чувства. Музыка того времени просто не могла себе позволить быть неблагозвучной. Поэтому в ней всегда присутствует некоторая степень лицемерия времени.

Комментарии
23.06.2010 в 14:04

Э.. А что хорошего в неблагозвучии музыки?
23.06.2010 в 14:56

Тогда она как-то честнее. Можно сравнить с популярной музыкой. Есть благозвучные Биланы и неблагозвучные Шевчуки. За кем больше правды?
23.06.2010 в 15:07

Ну, я бы не сказала, что Шевчук не благозвучен, кстати, или что Билан более благозвучен, чем Шевчук.)))
Я бы сказала, что благозвучная классическая музыка никого не заставляет морщится, в отличие от современных скрежещущих опусов, от которых натурально сводит зубы. Но я рассуждаю как слушатель, и ни разу не автор. Мне кажется, что тут можно провести аналогию с человеческой красотой: Можно выглядеть таким, каким уродился, и быть натуральным, или следить за модой, заниматься целенаправленным улучшением своего внешнего вида вплоть до пластических операций, не уж говоря о декоративной косметике - т.е. делать себя красивым, но не натуральным.
Но дальше у меня фантазии не хватает: как бы родитель не хотел, чтобы его ребенок был красив, он не может на самом деле на это повлиять. А автор текста/музыки/картины - он может? При условии общей адекватности, без патологий. Сделать так, чтобы у слушателя уши в трубочку не сворачивались, и желание дослушать/дочитать/насмотреться и насладиться произведением преобладала над порывом немедленно выключить/закрыть/отвернуться? Или натуральным будет написать то, что рвется из души напрямую, хотя и никто особо не оценит?
23.06.2010 в 17:50

У замечательного В.Солоухина есть такой "Камешек..":

"Я мечтал написать венок сонетов и написал его. Закончив эту работу, я почувствовал себя как мюнхаузеновский бегун, снявший гири с ног. Легкость-то какая! Рифмуй, как хочешь, строчки чередуй, как хочешь, а хочешь, вообще не рифмуй и не чередуй. Но зато вдруг растерянность: не знаешь, куда бежать."

Это из его "Камешков на ладони", чего-то типа "мыслей разных лет". И у него в этом же сборнике есть дополняющие представленный "камешек" соображения. Я их точно не помню, но суть в том, что жесткие формы старинной музыки с одной стороны конечно ограничивали свободу.. формы, а с другой стороны позволяли напрочь забыть о ней, о форме и писать то, что рвется из души напрямую. Потому что Формальные изыскания, самодовлеющие образы,<...> есть не что иное, как сетка из колючей проволоки, наброшенная на стихию замысла художественного произведения.
Сознание читателя, продираясь сквозь эту сетку, оставляет на колючках частицу самого себя.

В то время как образная система, включая рифму, должна помогать сознанию погружаться в стихию смысла художественного произведения.

В случае же со старинной музыкой, форма, проверенная годами и даже десятилетиями, уже есть, и не надо отвлекаться, тратить на изобретение ее часть своих сил. Можно целиком сосредоточиться на смысле.
23.06.2010 в 22:23

_Les_, ну, тут ещё эстетика как таковая, конечно, важна. То, от чего у рядового слушателя сворачиваются уши, у специалиста может вызывать неземное блаженство, и так было всегда. Но, как мне кажется, раньше было гораздо больше "цензуры" музыкальных правил, которую вполне можно уподобить пластическим операциям. Как мне кажется, желание отвернуться возникает именно от нежелания выходить за рамки навязанных обществом потребления табу.

Форма и содержание неразделимы - это одно из основных положений искусствоведения. Невозможно вложить в одну и ту же форму разное содержание. У старинной музыки формы вовсе не одинаковые, но всё же их различия (быть может, спустя века) кажутся сильно меньше, а стало быть, и содержание подобнее. Тут скорее спор о важности субъективного/объективного - важнее ли моё личное впечатление от полёта мухи выражения вселенской скорби, грубо говоря. Из старинной музыки звучат великие архетипы, без которых уже никуда. Но индивидуально-личное богаче...
23.06.2010 в 22:34

Twinsen Как мне кажется, желание отвернуться возникает именно от нежелания выходить за рамки навязанных обществом потребления табу. Не всегда, часто - просто потому, что смотреть не возможно в принципе: органы чувств травмируются))


То, от чего у рядового слушателя сворачиваются уши, у специалиста может вызывать неземное блаженство, и так было всегда Это да, даже у классиков есть "странные" произведения. Но современные вещи слушать все равно еще труднее :(((( Опять ломка - для кого пишет автор? Для себя, для выплескивания своих чувств, эмоциональной разрядки? Или для публики - читай, денег? При всей грубости этого подхода, я бы с большим удовольствием послушала то, что было написано для заработка, потому что это с большей вероятностью будет благозвучная и приятная вещь. Но да - это получается в какой-то степени лицемерная музыка, в том смысле, что она не показывает обнаженные чувства.
24.06.2010 в 00:47

Истинный творец пишет для вечности :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail