Только что со мной случилось совершенно необычное происшествие. Жизнь в очередной раз преподала мне удивительный урок. С памятного воскресенья 16 июля, когда я одним махом написал половину Песен Соловья, дальше дело как-то не клеилось, хотя я старался делать вроде бы то же самое. Но это неудивительно, ибо из первой половины большая часть была написана ранее, а вот 5-я песня, "Ночь", для меня всегда была камнем преткновения. Первую её треть я писал столько раз, что она сформировалась уже полностью, "припев", главное во всём цикле, тоже уже давно сформировался, а вот середина... Я почему-то был уверен, что там должна быть дублировка голоса инструментом, прекрасно зная, что обычно это звучит плохо, и намеренно идя на это. И так, и эдак я писал эту серединку, и казалось, что она никогда не склеится и не получится, ибо каждый раз вариант мне нравился сразу после написания, но вызывал ужас на следующий день. Развязка произошла сегодня, и столь неожиданным образом, что поставила под большое сомнение тот способ написания, который был мной избран для этого цикла - вновь и вновь по памяти писать одну и ту же музыку, каждый раз в новом варианте, для постепенного проявления идеального варианта, того единственного, который может быть.

А дело в том, что в прошлом году я показывал эту песню на экзамене. Причём показывал исключительно для количества. Я тогда пошёл на сделку со своей совестью и предоставил на экзамен как бы черновик. Т.е. просто быстро-быстро записал совершенно ерундовый, как мне казалось, вариант, чтобы просто хоть что-то показать. Впоследствии я даже не смотрел, что за муть я там накалякал, и продолжал настойчиво и упорно искать свой идеал. Сегодня я туда заглянул. Серединка там написана так, что все прочие мои "хорошие" варианты могут смело идти топиться, она едва ли не лучшее место всего цикла. Она больше года лежала у меня под носом, и я не обращал на неё внимание, потому что это была откровенная отписка, ей-богу, я же знаю, я же помню! В этом месте в тетради изменяется почерк - быть может, я отсканирую вам потом пару страничек, чтобы была видна разница - почерк там... ну, если очень мягко выразиться.. чудовищный. т.е. я просто писал так быстро, как только мог, кажется, это был последний день перед экзаменом, а надо было ещё успеть набрать это на компьютере.

Тут же мне был преподан ещё один урок - изучая ноты, я не мог не обратить внимание на удивительно красивую имитацию голоса у фортепиано - в момент начала 2-й фразы фортепиано играет конец 1-й, причём совершенно гладко и незаметно, идеально вписано в ткань. Похвалив себя мысленно за эту находку, я смотрю на напечатанный вариант того же самого и вдруг обнаруживаю - нет имитации! Одна нота заменена на другую, совершенно непонятно откуда взявшуюся. Играю тот и другой вариант - чёрт возьми, насколько же лучше звучит этот второй, напечатанный вариант с "испорченной" имитацией! Я даже не могу понять, было ли это сознательно исправлено прямо в процессе набора или это просто ошибка, допущенная второпях, но эта "неправильная" нота просто невероятно хороша, и без неё бы не было того, что получилось.

Вот так вот меня сегодня дважды щёлкнули по носу. Вероятно, чтобы ещё раз вернуть к прописной истине - я совершенно не представляю, как писать музыку, и как она получается такой, какой получается, и что лучше, а что хуже, и как сделать, а как не сделать... Создание музыки подобно нашей жизни - одинокое путешествие со свечкой в руках через туман в лишь каким-то шестым чувством смутно предугадываемом направлении.

Комментарии
28.07.2006 в 22:51

Бог не ангел.
мм... как вкусно написано! люблю такие моменты и их описание. Вообще многое бессознательно-торопливое получается лучше чем вымученно-старательное. Надеюсь, что-то когда-нибудь удастся послушать что-то твоё, хотя бы кусочек :)
28.07.2006 в 23:01

ммм, моя соната болтается на twinsen.mylivepage.ru , если ничего не путаю... запись разбита на 2 части и ещё в двух вариантах - побольше и поменьше. качество в обоих вариантах ужасное, но в побольше чуть лучше. на фортепиано играю я, собственной, так сказать, персоной.
28.07.2006 в 23:39

дочь гатулова
Twinsen И ничего не ужасное!... По крайней мере, ты ТАК играешь на рояле, что на "качество звука" внимания не остается. (еще раз подчеркиваю) =))
29.07.2006 в 01:06

Vally, спасибо :) но всё же я великий лодырь, что за целый семестр не удосужился забрать из фонотеки запись с профессионального микрофона. всего лишь из-за того, что для этого нужно было поймать одну тётеньку и отдать ей заявление. у меня совершенно чудовищная непереносимость бюрократии.
29.07.2006 в 10:31

Некое волшебство
Вот и я так думаю - либо невозможно научить человека писать музыку, либо его Учителем должно стать его собтвенное высшее Я. :) Часто я писала что-то в полубессознатеьном состоянии (как в бреду, только еще с эйфорией вперемешку) - именно в этих вещах я делала лично для себя какие-то открытия, получала так сказать свой level up. Пусть потом это казалось совсем не гениальным, пусть это все же всего лишь учебная музыка, но ТОГДА, когда это писалось, это было на пределе возможностей моей фантазии, словно и не мое, а через меня...)))
29.07.2006 в 10:48

Stuukstly, ой, ты тоже и тут, и там? через гугль меня нашла что ли? :)



осталось только понять, зачем же нас учат писать музыку, если это невозможно :)
29.07.2006 в 11:02

Некое волшебство
Twinsen Здсь у меня дневник жутко редко обнвляется, но все же, все же.. Я, кажется, нашла тебя через твое юзер-инфо на LJ. :)



По-моему нас учат не писать музыку, а уметь пользоваться земными средствами, чтобы ее выразить. ))) Хотя некотрые думают, что можно и "учить композиции".. Я не люблю, когда преподаватель вмешивается в Идею, лучше бы помог смотреть шире - указал бы на безграничность возможностей и решений, вместо того, чтобы доказывать, что "этот номер не пройдет", "это уже было", "это примитивно" и т. п. После урока должно быть состояние расширенного сознания, должен быть level up не только в композиции, о и в духовности. Ведь писательство - это то же, что и поиск себя, это один из путей развития Духа - в идеале. :) На следующий год, говорят, будет у нас в училище новый препод. Попробую построить с ним такие вот отношения и такие уроки.. ))) А потом вступительные - и штурмовать москонс, доказывая всем, что я хоть что-то умею и знаю..
29.07.2006 в 12:16

в штурме москонс готов помочь чем могу :)

только вряд ли здесь возможны отношения, которые ты описала. всё-таки в консерваториях преподают люди, которые в лучшем случае блестяще знают ремесло, а художники, как правило, по консерваториям не сидят, за редкими исключениями. поэтому искать такой степени общения, по-моему, не имеет смысла...
29.07.2006 в 13:56

дочь гатулова
а где ж они сидят-то тогда??? :conf2:
29.07.2006 в 16:18

сидят дома и творят :)
01.08.2006 в 13:16

Некое волшебство
Twinsen

Спасибо за предложение помощи. :) :)

Я не надеюсь особо на то, что встречу художников среди преподавателей. :) Чувствую, что мне нужно освоить ремесло, хочу чувствовать себя профессионалом. :) Главное - в ремесленника не превратиться. :) Однако, мне кажется, что среди студентов есть художники (я даже уверена в этом ;)) и именно с ними вместе можно попробовать раскачать эту реальность...))
01.08.2006 в 13:23

есть, конечно, вот взять хоть меня :):) и именно раскачиванием реальности и надо заниматься :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail