Только что со мной случилось совершенно необычное происшествие. Жизнь в очередной раз преподала мне удивительный урок. С памятного воскресенья 16 июля, когда я одним махом написал половину Песен Соловья, дальше дело как-то не клеилось, хотя я старался делать вроде бы то же самое. Но это неудивительно, ибо из первой половины большая часть была написана ранее, а вот 5-я песня, "Ночь", для меня всегда была камнем преткновения. Первую её треть я писал столько раз, что она сформировалась уже полностью, "припев", главное во всём цикле, тоже уже давно сформировался, а вот середина... Я почему-то был уверен, что там должна быть дублировка голоса инструментом, прекрасно зная, что обычно это звучит плохо, и намеренно идя на это. И так, и эдак я писал эту серединку, и казалось, что она никогда не склеится и не получится, ибо каждый раз вариант мне нравился сразу после написания, но вызывал ужас на следующий день. Развязка произошла сегодня, и столь неожиданным образом, что поставила под большое сомнение тот способ написания, который был мной избран для этого цикла - вновь и вновь по памяти писать одну и ту же музыку, каждый раз в новом варианте, для постепенного проявления идеального варианта, того единственного, который может быть.
А дело в том, что в прошлом году я показывал эту песню на экзамене. Причём показывал исключительно для количества. Я тогда пошёл на сделку со своей совестью и предоставил на экзамен как бы черновик. Т.е. просто быстро-быстро записал совершенно ерундовый, как мне казалось, вариант, чтобы просто хоть что-то показать. Впоследствии я даже не смотрел, что за муть я там накалякал, и продолжал настойчиво и упорно искать свой идеал. Сегодня я туда заглянул. Серединка там написана так, что все прочие мои "хорошие" варианты могут смело идти топиться, она едва ли не лучшее место всего цикла. Она больше года лежала у меня под носом, и я не обращал на неё внимание, потому что это была откровенная отписка, ей-богу, я же знаю, я же помню! В этом месте в тетради изменяется почерк - быть может, я отсканирую вам потом пару страничек, чтобы была видна разница - почерк там... ну, если очень мягко выразиться.. чудовищный. т.е. я просто писал так быстро, как только мог, кажется, это был последний день перед экзаменом, а надо было ещё успеть набрать это на компьютере.
Тут же мне был преподан ещё один урок - изучая ноты, я не мог не обратить внимание на удивительно красивую имитацию голоса у фортепиано - в момент начала 2-й фразы фортепиано играет конец 1-й, причём совершенно гладко и незаметно, идеально вписано в ткань. Похвалив себя мысленно за эту находку, я смотрю на напечатанный вариант того же самого и вдруг обнаруживаю - нет имитации! Одна нота заменена на другую, совершенно непонятно откуда взявшуюся. Играю тот и другой вариант - чёрт возьми, насколько же лучше звучит этот второй, напечатанный вариант с "испорченной" имитацией! Я даже не могу понять, было ли это сознательно исправлено прямо в процессе набора или это просто ошибка, допущенная второпях, но эта "неправильная" нота просто невероятно хороша, и без неё бы не было того, что получилось.
Вот так вот меня сегодня дважды щёлкнули по носу. Вероятно, чтобы ещё раз вернуть к прописной истине - я совершенно не представляю, как писать музыку, и как она получается такой, какой получается, и что лучше, а что хуже, и как сделать, а как не сделать... Создание музыки подобно нашей жизни - одинокое путешествие со свечкой в руках через туман в лишь каким-то шестым чувством смутно предугадываемом направлении.
А дело в том, что в прошлом году я показывал эту песню на экзамене. Причём показывал исключительно для количества. Я тогда пошёл на сделку со своей совестью и предоставил на экзамен как бы черновик. Т.е. просто быстро-быстро записал совершенно ерундовый, как мне казалось, вариант, чтобы просто хоть что-то показать. Впоследствии я даже не смотрел, что за муть я там накалякал, и продолжал настойчиво и упорно искать свой идеал. Сегодня я туда заглянул. Серединка там написана так, что все прочие мои "хорошие" варианты могут смело идти топиться, она едва ли не лучшее место всего цикла. Она больше года лежала у меня под носом, и я не обращал на неё внимание, потому что это была откровенная отписка, ей-богу, я же знаю, я же помню! В этом месте в тетради изменяется почерк - быть может, я отсканирую вам потом пару страничек, чтобы была видна разница - почерк там... ну, если очень мягко выразиться.. чудовищный. т.е. я просто писал так быстро, как только мог, кажется, это был последний день перед экзаменом, а надо было ещё успеть набрать это на компьютере.
Тут же мне был преподан ещё один урок - изучая ноты, я не мог не обратить внимание на удивительно красивую имитацию голоса у фортепиано - в момент начала 2-й фразы фортепиано играет конец 1-й, причём совершенно гладко и незаметно, идеально вписано в ткань. Похвалив себя мысленно за эту находку, я смотрю на напечатанный вариант того же самого и вдруг обнаруживаю - нет имитации! Одна нота заменена на другую, совершенно непонятно откуда взявшуюся. Играю тот и другой вариант - чёрт возьми, насколько же лучше звучит этот второй, напечатанный вариант с "испорченной" имитацией! Я даже не могу понять, было ли это сознательно исправлено прямо в процессе набора или это просто ошибка, допущенная второпях, но эта "неправильная" нота просто невероятно хороша, и без неё бы не было того, что получилось.
Вот так вот меня сегодня дважды щёлкнули по носу. Вероятно, чтобы ещё раз вернуть к прописной истине - я совершенно не представляю, как писать музыку, и как она получается такой, какой получается, и что лучше, а что хуже, и как сделать, а как не сделать... Создание музыки подобно нашей жизни - одинокое путешествие со свечкой в руках через туман в лишь каким-то шестым чувством смутно предугадываемом направлении.
осталось только понять, зачем же нас учат писать музыку, если это невозможно
По-моему нас учат не писать музыку, а уметь пользоваться земными средствами, чтобы ее выразить. ))) Хотя некотрые думают, что можно и "учить композиции".. Я не люблю, когда преподаватель вмешивается в Идею, лучше бы помог смотреть шире - указал бы на безграничность возможностей и решений, вместо того, чтобы доказывать, что "этот номер не пройдет", "это уже было", "это примитивно" и т. п. После урока должно быть состояние расширенного сознания, должен быть level up не только в композиции, о и в духовности. Ведь писательство - это то же, что и поиск себя, это один из путей развития Духа - в идеале.
А потом вступительные - и штурмовать москонс, доказывая всем, что я хоть что-то умею и знаю..только вряд ли здесь возможны отношения, которые ты описала. всё-таки в консерваториях преподают люди, которые в лучшем случае блестяще знают ремесло, а художники, как правило, по консерваториям не сидят, за редкими исключениями. поэтому искать такой степени общения, по-моему, не имеет смысла...
Спасибо за предложение помощи.
Я не надеюсь особо на то, что встречу художников среди преподавателей.