Сегодня пьянствовал с друзьями-композиторами из группы СоМа и размышлял о себе. Есть какое-то противоречие между тем, что я делаю, и той музыкой, что мне нравится, и это противоречие нуждается в преодолении. Не могу сказать, что я консерватор и академист, но в то же время это сидит во мне достаточно крепко, и та симфония, что я сейчас пишу, до последней степени академична, хотя и очень гибкая, без главной партии, с разработкой внутри репризы и т.д. Главное, пожалуй, заключается в том, что я очень хочу создавать новое искусство и могу делать это, и мне не хочется просто вариться в собственном соку, как сельдь в банке. В то же время есть "Песни Соловья", которые не вписываются вообще никуда. Я делаю это сам, не показывая учителю, сама мысль показать это кому-то в консерватории до окончания кажется мне абсурдной, но при этом язык там отсылает... нет, не к Свиридову, скорее к Шуману и Шуберту. Неоромантизм, одним словом. Ни на что, как мне кажется, не похожий, но тем не менее. И от этой музыки я никогда не отступлюсь и не откажусь, это любимейшее моё детище. Сейчас я в раздумьях, насколько это может быть сейчас востребовано, насколько это искусство новое. Конечно, в любом случае нужно писать прежде всего то, что нравится мне самому, но... Хочется, чтобы всё это существовало не только для меня самого, хочется жить искусством полнокровно. А это, кажется, не совсем совместимо с той эстетикой, в которой я счас пребываю. Конечно, "Песни Соловья" - не весь я, это только малая часть меня, и другую, "авангардную", тоже нужно реализовывать, и одной "Музыкой для красных клавиш" тут не обойтись, это только самый первый шаг в этом направлении, примечательный, правда, тем, что невозмутимо сочетает самые разные близкие мне языки, от чистейшего до мажора до ударов по краям клавиатуры, где остаётся один ритм, без всяких признаков мелодий, интонаций и т.п. Может быть, в этом противоречивом соединении мой путь к себе? Но художественно "Песни Соловья" раз в 100 сильнее...
Одним словом, я совсем запутался. Хочется выразить это в какой-нибудь глупости вроде ансамбля поющих пианистов. Наверное, что-то такое безумное звукоискательное всё-таки напишу завтра-послезавтра, больно задница чешется на эту тему.
Сегодня я понял, что авангард возникает как протест против уходящих с премьеры Гризе людей. Мне тоже хочется протестовать против этого, протестовать яростно, хочется набить кому-нибудь морду, чтобы только люди не уходили и не морщили носы от такой музыки. Хочется что-то разбить. Кажется, что мы ломимся в какую-то стену, пытаемся сокрушить какого-то невидимого врага, врага людской косности. Когда я об этом думаю, я понимаю, что моя музыка, быть может, скорее играет на руку этому невидимому врагу, нежели наоборот. Когда же я не думаю об этом и просто пишу то, что хочу, то, что нравится, то, что слышу, получается то, что получается. То ли этот невидимый враг во мне самом, то ли он не имеет к моей музыке отношения и мне просто нужно делать то, что я делаю... Не знаю... Я как будто на каком-то распутье...
Одним словом, я совсем запутался. Хочется выразить это в какой-нибудь глупости вроде ансамбля поющих пианистов. Наверное, что-то такое безумное звукоискательное всё-таки напишу завтра-послезавтра, больно задница чешется на эту тему.
Сегодня я понял, что авангард возникает как протест против уходящих с премьеры Гризе людей. Мне тоже хочется протестовать против этого, протестовать яростно, хочется набить кому-нибудь морду, чтобы только люди не уходили и не морщили носы от такой музыки. Хочется что-то разбить. Кажется, что мы ломимся в какую-то стену, пытаемся сокрушить какого-то невидимого врага, врага людской косности. Когда я об этом думаю, я понимаю, что моя музыка, быть может, скорее играет на руку этому невидимому врагу, нежели наоборот. Когда же я не думаю об этом и просто пишу то, что хочу, то, что нравится, то, что слышу, получается то, что получается. То ли этот невидимый враг во мне самом, то ли он не имеет к моей музыке отношения и мне просто нужно делать то, что я делаю... Не знаю... Я как будто на каком-то распутье...
А два начала - это между ангелом и бесом или что-то иное?