Одно из самых ярких событий этого года - выставка Филонова в Русском музее. Конечно, это культурный шок. Чёрные занавесочки, за которыми скрывается почти полный мрак, и в нём витражами горят фантастические картины Филонова, и звучит бесконечная и в самое подсознание влезающая электронная музыка. Конечно, всего полтора часа на всё про всё, что у нас были - это безумно мало для такой огромной выставки, но, может, благодаря этому в большей степени осталось ощущение чуда - всё пронеслось как калейдоскоп, как бутылка лучшего вина, выпитая залпом. Я так и не понял, каким образом им удалось подсветить картины так, что они светились во тьме. Я подносил к картинам руку, думая загородить свет, но рука отбрасывала на картины очень и очень слабую тень. По всей видимости, свет действительно шёл сквозь картины, был расположен с обратной стороны холста.

Я был в восторге и от музыки, я бы не отказался иметь такой диск, и не один. Мы спросили, кто композитор. Оказалось, что это просто картины Филонова, превращённые в музыку по принципу АНС (горизонталь - время, вертикаль - высота звуков, интенсивность цвета - громкость) и чуть обработанные. Фамилию того, кто обрабатывал и соединял всё это в композицию, мы так и не выяснили. Композиция была безумно длинной - за всё время никаких самоповторов замечено не было, наоборот, то и дело появлялись совсем новые звуки.

К чему я всё это пишу? Прекрасная электронная музыка появилась на свет практически без композитора, случайным образом. Конечно, Филонов писал свои картины как картины, а не как музыку, и такое превращение вовсе не предполагалось. Получается, что мы имеем уникальную возможность вслушиваться в... в то, во что вроде бы вслушиваться нельзя. Наверное, вслушиванием в картины это не стоит называть, ибо связь одного с другим скорее техническая, чем смысловая. Столь идеальное соответствие музыки картинам - скорее совпадение, природа художественного дара Филонова. Если бы это была выставка, скажем, Рафаэля, его картины дали бы не слишком отличающуюся от этой музыку, однако соответствия одного другому не было бы вовсе. К чему я всё это пишу? Хорошая, глубокая, серьёзная, вызывающая сильные переживания и мысли музыка в наше время может родиться вовсе без музыканта! И именно эта природа электронной музыки так меня удивляет и мешает создавать собственные композиции - электроника вовсе не нуждается во мне, она самоценна, она живёт сама в себе! Странное дело, ещё недавно я писал, что электронная музыка бедна тембром и всегда уступает акустическим инструментам, что нам нужно всячески оживлять эту мёртвую природу, заставлять её непрерывно и неповторно изменяться и т.п., и тогда, быть может, что-нибудь и получится. В принципе, так и есть, та электроника, которую я здесь назвал живущей своей жизнью, как раз и не думает повторяться и всё время изменяется, ибо картины не повторяют друг друга, всегда давая новые звуки, похожие, но другие. Но её не нужно оживлять. Более того, её обуздать бы как-нибудь. Роль композитора здесь неясна вовсе, так что даже на вопрос о композиторе выставки не получается получить членораздельный ответ. Музыка - и всё. Что это - возвращение средневековой анонимности на новом витке истории? Я уже писал о проблеме авторства в электронной музыке, и чем дальше, тем чётче она у меня вырисовывается. И ведь выходит, кажется, что чем меньше автора в музыке, тем больше она мне нравится. Потому что появляется неведомая ранее объективность, и кажется, что вслушиваешься в сам космос, а не в человеческую проекцию оного. И ведь, по сути, так оно и есть.

Комментарии
22.11.2006 в 02:58

А мне кажеться, так, со стороны, что если такая музыка осталась без автора, это не её природа, а природа автора и общества. Вообще, такое встречаеться и не в электронной музыке и в поэзии,да и много ещё в чём. Есть же понятие - авторское право, интеллектуальная собственность, у нас конечно часто пренебрегают им. Но в последнее время есть возможность запатентовать своё изобретение, что бы это нибыло.



Хорошая, глубокая, серьёзная, вызывающая сильные переживания и мысли музыка в наше время может родиться вовсе без музыканта! И именно эта природа электронной музыки так меня удивляет и мешает создавать собственные композиции - электроника вовсе не нуждается во мне, она самоценна, она живёт сама в себе!



Согласеа с тобой на половину: родиться сама музыка не может, надо, чтоб её кто-то родил,=), а вот жить - это да) Я понимаю, что ты очень любишь электронику, но нестоит так уж её идеализировать как существо, потомучто она оживёт только благодаря твоему интеллекту и талланту) ИМХО
22.11.2006 в 18:07

только не моему интеллекту и таланту, а таланту тех, кто делал соответствующие программы и оборудование. обычные музыкальные инструменты всё же нуждаются в музыке, для них написанной или импровизируемой, а тут ты имеешь чёрный ящик, бросаешь в него любые окружающие предметы и на выходе получаешь музыку. конечно, нужно было взять предмет и бросить его в ящик, но значит ли это, что бросивший его и является создателем музыки? по-моему, в данном случае источник музыки - сам чёрный ящик. создатели же ящика тоже не могут быть названы авторами, ибо сделали ящик, но ничего туда не бросали, предоставив это другим. и вопрос, чья же тогда музыка и что она вообще такое, остаётся открытым.

авторское право - понятие юридическое, оно не имеет отношения к природе искусства. если, допустим, за меня музыку написал мой друг Вася, а я взял и присвоил её себе и завладел авторским правом, от этого сама музыка моей ни в коем случае не станет. она будет моей только по закону, на юридическом уровне, но это не будет иметь отношения к самой музыке и её настоящей природе.
23.11.2006 в 12:35

только не моему интеллекту и таланту, а таланту тех, кто делал соответствующие программы и оборудование.

Позволь не согласиться. Музыкальные инструменты тоже не делают музыканты, которые на них играют.Или взять для примера программу фотошоп: её создавали несколько человек, которые не имеют отношения к запатентованным работам, созданным с её помощью.

обычные музыкальные инструменты всё же нуждаются в музыке, для них написанной или импровизируемой, а тут ты имеешь чёрный ящик, бросаешь в него любые окружающие предметы и на выходе получаешь музыку.

Но ты ведь бросаешь туда не что попало, а что-то продумываешь, и насколько ты это хорошё продумаешь настолько прекрасно будет твоё произведение, как же как и с любым музыкальным инструментом. Просто это синтетическая музыка, но даже она не может не иметь автора



авторское право - понятие юридическое, оно не имеет отношения к природе искусства. если, допустим, за меня музыку написал мой друг Вася, а я взял и присвоил её себе и завладел авторским правом, от этого сама музыка моей ни в коем случае не станет. она будет моей только по закону, на юридическом уровне, но это не будет иметь отношения к самой музыке и её настоящей природе.

Так может быть и с обычной музыкой, и это распространено. А если Вася не будет тупить и сделает это быстрее тебя, то проблем не будет=)))).

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail