Жизнь - это движение, изменение положения в пространстве-времени. Шахматы родственны оркестру только в том, что и там, и там действуют векторы, направление которых задаём мы сами в процессе творчества. Если видеть мир как сумму векторов, он представляется удивительно единым, монолитным. Давняя мысль о том, как похож микрокосмос на макрокосмос, строение атомов на строение звёздных систем, редко дополняется промежуточными звеньями - всем тем, что реально нас окружает, что мы видим каждый день. Каждый человек что-то делает, куда-то идёт или едет. Я огляделся в поисках чего-то неподвижного, посмотрел на деревья - застывшие векторы, огромные, воткнутые в землю стрелки вверх, которые можно даже потрогать руками.
Впрочем, у человека бывает масса состояний, вектор которых трудно определить, понять, уловить, которые его, быть может, совсем не имеют. Когда мы говорим "сосёт под ложечкой", "на душе какая-то неопределённая тоска", когда ощущаем в моменты волнения, как где-то в области живота будто образуется засасывающая нас воронка, и мы куда-то падаем, когда что-то вдруг защемит от упавшего листа или цветов неба - движение ли это? То ли это слишком сложный и запутанный клубок векторов, то ли это душа, стрелкой стремящаяся ввысь, то ли... что-то совсем другое. Быть может, не стоит мне так рьяно выискивать в музыке векторы различной величины, а наоборот, попытаться найти музыку совсем без направления? Но возможна ли такая музыка вообще? Знаю, что испытываю нечто подобное вышеописанному от неопределённых сонорных созвучий, которые длятся и длятся. Но всё же и они должны изменяться, двигаться, иначе не получится того, что мы называем музыкой, а будет просто некий один аккорд, который будет тянуться до тех пор, пока мы его не выключим... не знаю... почему-то я так устроен, что даже найдя якобы общий мировой закон, тут же ищу способ его опровергнуть...
Впрочем, у человека бывает масса состояний, вектор которых трудно определить, понять, уловить, которые его, быть может, совсем не имеют. Когда мы говорим "сосёт под ложечкой", "на душе какая-то неопределённая тоска", когда ощущаем в моменты волнения, как где-то в области живота будто образуется засасывающая нас воронка, и мы куда-то падаем, когда что-то вдруг защемит от упавшего листа или цветов неба - движение ли это? То ли это слишком сложный и запутанный клубок векторов, то ли это душа, стрелкой стремящаяся ввысь, то ли... что-то совсем другое. Быть может, не стоит мне так рьяно выискивать в музыке векторы различной величины, а наоборот, попытаться найти музыку совсем без направления? Но возможна ли такая музыка вообще? Знаю, что испытываю нечто подобное вышеописанному от неопределённых сонорных созвучий, которые длятся и длятся. Но всё же и они должны изменяться, двигаться, иначе не получится того, что мы называем музыкой, а будет просто некий один аккорд, который будет тянуться до тех пор, пока мы его не выключим... не знаю... почему-то я так устроен, что даже найдя якобы общий мировой закон, тут же ищу способ его опровергнуть...
разумеется, на более глубинных уровнях музыкальных взаимосвязей тоже есть направления изменений, и в этом, возможно, суть музыки.