Только что вернулся с концерта "Флёр" и спешу поделиться впечатлениями. Сегодня был достаточно странный день - одновременно решили устроить концерты и Аквариум, и Земфира, и Флёр. Ввиду такой конкуренции я опасался, что на "Флёр" никто не придёт. Но, видимо, аудитория этих групп почти не пересекается, поэтому я зря опасался. Хотя у "Флёр" есть общее и с Аквариумом, и с Земфирой. Более того, в этот же день были полуфиналы тенисса на Ролан Гарросе, из-за которых я чуть было не пропустил этот концерт, ибо покидать Надаля прямо посреди матча было тяжело и мучительно. Безумно красивый теннис сегодня был в обоих матчах, и, конечно, очень обидно за Давыденко. Ну да я не о том. Когда я пришёл, народу в Точке уже было более чем достаточно, т.е. бОльшая часть зрителей пришли заблаговременно. Это при том, что начало концерта было заявлено в 21:30, обычно к этому времени основная клубная публика ещё только подтягивается (помню концерт "Маши и медведей", заявленный в 21:00 - минут за 10 до начала я стоял в танцпартере практически в полном одиночестве и сильно из-за этого факта переживал; впрочем, у Маши сейчас вообще дела как-то плохо идут, при том, что она в конце прошлого года выпустила свой лучший альбом и один из лучших альбомов нашей рок-музыки вообще). Публика, вот честно скажу, удивила очень. Учитывая кажущуюся сентиментальность песен Флёр, я ожидал увидеть себя в толпе романтичных эмо-девочек и эмо-мальчиков лет 14-15. Однако основную аудиторию составляли внушительные взрослые парни лет эдак 25-30 и больше. Картина, как это не смешно, даже чем-то напоминала публику московского концерта Майка Паттона (по возрасту и полу, разумеется). Людей младше 20 лет было явно меньшинство. Ещё один шок меня ждал, когда группа вышла на сцену - оказывается, в её составе 9 (девять!) музыкантов: две девушки-фронтвумены (с клавишами и гитарой), два ударника (один на томах), бас-гитара, клавиши, флейта, скрипка и виолончель. Честно говоря, не припомню другой группы со столь большим постоянным составом. Синхронизировать и сбалансировать всё это невероятно трудно. Когда начали играть, обнаружились проблемы со звуком - такое ощущение, что саундчека не было. Звукорежиссер был местный, и представления о музыке у него тоже местные - надо, чтобы было громко, чтобы "вставляли" ударные и резали мясо электрогитары. Везде и всегда, независимо от группы и направления. К сожалению, в этом, кажется, все московские клубы похожи на мягкое место чуть ниже спины. Ну, может, не все, не знаю, но "Точка" и "Б2" точно. В таком варианте Флёр звучал, я бы сказал, брутально. Впрочем, возможно, так и надо, мне трудно судить, ибо с другими их концертами сравнить не могу. Минут через 10-15 звук несколько выровнялся, да и уши попривыкли, и я начал получать от такого неожиданно тяжелого звучания большое удовольствие. Надо сказать, у них безумно сложные аранжировки - непонятно, как они умудряются играть вместе, слышать друг друга и не сливаться в кашу. Нежные женские голоса, парящие над этим огромным морем звуков, звучат воистину волшебно, и это даже сильнее, чем в лёгких, воздушных и чистых студийных записях - больше пробирает. И, в общем-то, только вживую я заметил, что музыка-то у группы сложная во всех отношениях, и столь серьёзная публика оказалась на концерте в таком количестве отнюдь не случайно. Почему-то в записях эта кажущаяся лёгкость несколько замыливает сознание, и кажется, что музыка такая миленькая и незамысловатая и даже относится скорее к поп, а не рок-музыке. На концерте впечатление кардинально противоположное. Музыканты подчёркнуто чураются внешних эффектов - солистки весь концерт сидят почти без движения, тогда как повсеместно принято стоять, пританцовывать и ещё кренделя всякие выделывать. Остальные музыканты тоже статичны, разве что флейтистка и скрипачка не могут устоять на месте
При этом видно, что каждый существует на сцене так, как ему естественно существовать, т.е. это не выглядит каким-то концептом (хотя он-таки имеет место быть
). Такая картина напоминает какой-нибудь классический концерт в консерватории, что неудивительно, ибо у большинства музыкантов группы за плечами Одесская консерватория. Слушают эту музыку истинные поклонники тоже так, как мне ещё не приходилось наблюдать: когда начинает звучать песня, почти все замирают, заворожённые, как истуканы, и начинает казаться, что песня им глубоко побоку. Но когда песня стихает, вдруг как по команде, синхронно раздаётся звук, который можно услышать на переполненном стадионе, когда любимая команда на последней минуте вдруг забивает решающий гол. Очень мощно и слаженно. К самой группе и песням я тоже стал относиться лучше - те песни, что звучали для меня слащаво в записях, на концерте звучали просто и естественно, полнокровно. Быть может, не без помощи брутального звукорежиссера, не знаю. Т.е. так или иначе мне понравилось всё, что звучало. "Шелкопряд" в концертном виде ничем не выделился из остальных песен, так что теперь я больше понимаю тех поклонников группы, что писали на сайте "Нашего радио", что не понимают, почему для радио выбрали именно эту песню - они просто не раз были на концертах, где всё иначе. Временами Флёр звучал настолько магически мощно, что напоминал лучшие моменты музыки группы "Наутилус Помпилиус". Прозвучала на концерте и премьера - абсолютно новая песня "Антипокой", неописуемо красивая и сильная.
А теперь внимание - они играли концерт 2 часа 20 минут почти без передышки!!! Опять же, ещё один шок - впервые вижу, чтобы люди вот столько играли, до полного изнеможения и себя, и зрителей. Конечно, это не грайнд-кор и пальцы здесь не задымятся, но всё же это безумно тяжело. И при этом изнурительном марафоне, при таком количестве инструментов, при сумасшедшем звукаре, с которым они периодически пытались общаться языком жестов (что вполне логично, со слухом-то у того, видимо, проблемы
) ТАК ЧИСТО ПЕТЬ СЛОЖНОЕ ДВУХГОЛОСИЕ - вот это вообще нечто из ряда вон выходящее. При том, что солистки-то консерваториев не кончали, чем даже гордятся
Непонятно, как у них это получается, но пели удивительно чисто - говорю как студент последнего курса консерватории с абсолютным слухом.
Конечно, это не было абсолютное 100%-ное интонирование, но оно и не требуется на таких концертах. Вообще, петь и играть все эти сложные партии на концерте на таком уровне - признак очень высокого профессионализма. Хотя лажи тоже было достаточно (в инструментах, вокал же был идеален), так что расти тоже есть куда. 
В общем, вот такие вот сильные впечатления. Конечно, сложно было вот так вот отказаться от Аквариума (и от тенниса!) в пользу Флёр сегодня, но я ни чуточки не жалею. Надеюсь скоро увидеть их вновь.


А теперь внимание - они играли концерт 2 часа 20 минут почти без передышки!!! Опять же, ещё один шок - впервые вижу, чтобы люди вот столько играли, до полного изнеможения и себя, и зрителей. Конечно, это не грайнд-кор и пальцы здесь не задымятся, но всё же это безумно тяжело. И при этом изнурительном марафоне, при таком количестве инструментов, при сумасшедшем звукаре, с которым они периодически пытались общаться языком жестов (что вполне логично, со слухом-то у того, видимо, проблемы




В общем, вот такие вот сильные впечатления. Конечно, сложно было вот так вот отказаться от Аквариума (и от тенниса!) в пользу Флёр сегодня, но я ни чуточки не жалею. Надеюсь скоро увидеть их вновь.