Музыкальные инструменты - те же предметы, что и любые другие, вроде стула или расчески. Из любого предмета можно извлечь звуки. Один предмет стукается или трётся о другой - вот и звук. Или предметом можно очень быстро махать. Вот, кажется, и все варианты. А, ещё предметом могут быть воздух и жидкость, это стоит уточнить. Т.е. колебаться может и твёрдое, и жидкое, и газообразное, а слышим мы и вовсе только колебания воздуха и более ничего, всё остальное - лишь способ их вызвать. так чем же скрипка отличается от горшка? По-видимому, разнообразием звуков, которые можно из неё извлечь, палитрой нюансов. Можно было бы, сморщившись, сказать - ах, как же можно сравнивать волшебный голос скрипки с глупыми и тупыми ударами горшка о горшок? Но мы не вправе давать оценок тембрам, ибо они равны, как равны люди на земле. Они просто разные, а какой лучше, какой хуже, сказать нельзя. Каждый звук прекрасен по-своему, и каждый может найти своё место в музыке.
Странно, но конкретная музыка, как и электронная, находятся у академических музыкантов в некоем странном резервуаре. Вроде все знают, что такая музыка есть, но мало кто может называть хотя бы пару сочинений. А вроде уж сколько лет существуют. Когда я пытался понять, почему так происходит, понял, что дело-то в исполнителях. Ни конкретная, ни электронная музыка не нуждаются в исполнителях - первую может изобразить любой человек, даже вовсе без музыкального образования, вторая же воспроизводит себя сама или с помощью композитора. Так называемая live electronic оказалась самой популярной из такой музыки вовсе не потому, что сильно лучше по музыкальным качествам просто электроники, но только лишь потому, что в ней полноправно участвует он - исполнитель. Он играет на своём инструменте, а электроника так, подкрашивает его, отвечает ему, но главным остаётся он. Приблизительно по тем же причинам не очень хорошо приживаются авангардные приёмы исполнительства - такие вещи, как стучание по деке или вождение руками по стунам инструмента, может проделать каждый. Недаром композиторы теперь покупают себе инструменты и сами извлекают из них те звуки, какие им нужны. Сыграть одну единственную ноту на скрипке так, как требуется для исполнения Баха, нам не под силу, зато всяких скрипов и шорохов мы можем из неё извлечь сколько угодно. Я ничего не имею против скрипов и шорохов, наоборот, только что признавался в любви к Лахенману, но вот исполнители много что против них могут иметь, ибо это способно их в каком-то смысле унизить, превратить в любителей, а то и вовсе в неумех, впервые взявших инструмент. И этот факт исполнительской инерции сильно тормозит развитие музыки. Каждый ищет применения тому, чему его учили. Если вдруг ему предлагают сделать то, чего он никогда не делал и для чего все его навыки ни на что не годятся, он в лучшем случае смущается и пугается, а в худшем посылает на. И ведь нельзя упрекнуть его в том, что он не прав, если подумать. Приходить к скрипачу и просить его стучать пальчиком по деке - не это ли происходит в известном анекдоте:
- Алё, это пожарная?
- Да, пожарная служба слушает.
- О, пожалуйста, пожарьте мне картошку!
- Мы не жарим, мы тушим!
- Да? Ну отлично, тогда потушите!
Ещё звуки мира можно поделить на те, что можно воспроизвести в концертных условиях и те, что нельзя. А ещё те, что теоретически можно, но лучше не надо. Естественно, в аудиозаписи можно воспроизвести вообще всё, речь идёт об акустике, которая всё же превыше всего, кроме электроники.
Допустим, мне понравился звук работающего трактора или скрип его тормозов. Теоретически, можно купить его и выехать на нём на сцену, но... лучше не надо. А желания подобные возникают очень, очень часто. Скрипы ворот, звуки животных (и) людей, звуки канализации и шорохи дома, звуки работающих строителей и делающих ремонт... Это всё удивительная музыка. Иногда я всерьёз размышляю, как бы отодрать от забора эти скрипучие ворота и выволочить на сцену. Другая сторона вопроса заключается в том, насколько это необходимо и музыкально оправданно. Да, конечно, каждый звук уникален, но если смотреть в контексте целого музыкального произведения, а не конкретного звука (который всё же ещё не есть музыка), то звук этот вполне можно сымитировать разнообразными способами - будет не то же самое, но примерно похоже, да ещё и с другими звуками будет лучше сочетаться, да ещё и профессионалы-исполнители при деле (а на воротах-то любой играть может). Так ли важен стук именно этого горшка об вот эту вот голову или можно обойтись каким-нибудь из стандартных ударных инструментов? В конце концов, инструменты для того и придумывали, чтоб из них звуки извлекать. Кстати, ударники наиболее универсальные исполнители, у них нет инерции, ибо им, в сущности, всё равно, по каким предметам стучать, мастерство своё они могут показать на чём угодно, хоть на горшках, хоть на воротах, хоть палочками, хоть голыми руками, хоть чем угодно. Уникальные люди. В общем, насколько необходима конкретная музыка для воплощения того, что нужно воплотить - вопрос, и огого какой вопрос... Но так хочется почувствовать себе как какой-нибудь "Парфюмер" Зюскинда, охотящийся за каждым запахом, окружающим его. Не имитирующем их, а берущим такими, какие они есть. Настоящие, живые звуки с их уникальной душой, а не суррогат, жалкая подделка.
Странно, но конкретная музыка, как и электронная, находятся у академических музыкантов в некоем странном резервуаре. Вроде все знают, что такая музыка есть, но мало кто может называть хотя бы пару сочинений. А вроде уж сколько лет существуют. Когда я пытался понять, почему так происходит, понял, что дело-то в исполнителях. Ни конкретная, ни электронная музыка не нуждаются в исполнителях - первую может изобразить любой человек, даже вовсе без музыкального образования, вторая же воспроизводит себя сама или с помощью композитора. Так называемая live electronic оказалась самой популярной из такой музыки вовсе не потому, что сильно лучше по музыкальным качествам просто электроники, но только лишь потому, что в ней полноправно участвует он - исполнитель. Он играет на своём инструменте, а электроника так, подкрашивает его, отвечает ему, но главным остаётся он. Приблизительно по тем же причинам не очень хорошо приживаются авангардные приёмы исполнительства - такие вещи, как стучание по деке или вождение руками по стунам инструмента, может проделать каждый. Недаром композиторы теперь покупают себе инструменты и сами извлекают из них те звуки, какие им нужны. Сыграть одну единственную ноту на скрипке так, как требуется для исполнения Баха, нам не под силу, зато всяких скрипов и шорохов мы можем из неё извлечь сколько угодно. Я ничего не имею против скрипов и шорохов, наоборот, только что признавался в любви к Лахенману, но вот исполнители много что против них могут иметь, ибо это способно их в каком-то смысле унизить, превратить в любителей, а то и вовсе в неумех, впервые взявших инструмент. И этот факт исполнительской инерции сильно тормозит развитие музыки. Каждый ищет применения тому, чему его учили. Если вдруг ему предлагают сделать то, чего он никогда не делал и для чего все его навыки ни на что не годятся, он в лучшем случае смущается и пугается, а в худшем посылает на. И ведь нельзя упрекнуть его в том, что он не прав, если подумать. Приходить к скрипачу и просить его стучать пальчиком по деке - не это ли происходит в известном анекдоте:
- Алё, это пожарная?
- Да, пожарная служба слушает.
- О, пожалуйста, пожарьте мне картошку!
- Мы не жарим, мы тушим!
- Да? Ну отлично, тогда потушите!
Ещё звуки мира можно поделить на те, что можно воспроизвести в концертных условиях и те, что нельзя. А ещё те, что теоретически можно, но лучше не надо. Естественно, в аудиозаписи можно воспроизвести вообще всё, речь идёт об акустике, которая всё же превыше всего, кроме электроники.
