Сегодня произошло у меня в жизни событие столь чудесное и удивительное, что даже и не знаю, как об этом сказать.
Я посмотрел сегодня в кинотеатре новый фильм Кирилла Серебреникова "Юрьев день".
Знаю, я уже надоел с постоянными неуёмными восторгами о каждом новом увиденном фильме, но на этот раз правда случилось что-то особенное. Это больше, чем фильм. Это настолько выходит за пределы моих представлений о возможностях искусства вообще, что слов отчаянно не хватает. Вот говорят иногда, что музыка - высшее из искусств. А мне теперь кажется, что всё-таки кино. Музыка такого сделать не может.
Этот фильм - как мистерия. Плавный уход в другой мир. По ту сторону икон. Где обратная перспектива и обитают настоящие святые. При этом жуткая действительность никуда не девается, просто взгляд на неё бросается как бы с той стороны. Даже не так - Царство Небесное оказывается прямо здесь, в этой крови и вони, где, казалось, не осталось уже вообще ничего.
Я сначала всё с "Догвилем" сравнивал, что вот, дескать, надо же, у нас теперь есть режиссёр не хуже Ларса фон Триера (который представлялся мне самым-самым). К концу фильма я понял, что фон Триер - это, конечно, хорошо, и Догвиль, конечно, шедевр, но всё же до такой высоты датскому гению не подняться... Овеществление духа - это не по его части. Да что там - такого вообще никогда не было... В самом последнем кадре он именно что воплощён.
Ещё мысль была, что если "Догвиль" предапокалиптический, то тут уже скорее пост... Это такая сверхновая сейчас в России взорвалась этим фильмом, что даже как-то страшно немного. Если может человек уже сделать такое, то действительно теперь можно заканчивать историю мира. Вот Скрябин, помнится, о мистерии мечтал - чтобы музыку послушать и сразу живьём в Рай. Вот тут как раз мистерия, с самого начала причём... Сразу кадры какие-то иномирные.
А, казалось бы ведь, чернуха и чернуха, ну что можно от такого сюжета ждать... А вот вдруг в России кино родилось новое. Где Христианство откуда-то из самого нутра вдруг произросло, посреди полной разрухи и запустения. Настоящее, с гвоздями и кровью...
Это вот как в другом великом фильме "Кин-дза-дза" пожизненный цик с гвоздями был и без гвоздей. Вот тут с гвоздями. Прибиваешься к кресту - и в небо.
А если серьёзно - не знаю, что об этом писать, ну не знаю. Просто смотреть надо. Не раз и не два. Тут ни одного лишнего слова или кадра, всё важно, всё сильно, всё впервые. Всё новая классика и история. Это то искусство, которое жизнь и судьба...
Отдельное спасибо композитору Сергею Невскому за музыку. Она настолько точно соответствует фильму, настолько на своём месте в этой чудо-мистерии, непонятно откуда свалившейся на не заслуживающий этого мир, что только руками остаётся развести. Без этой музыки ничего бы не вышло. Она как ключ к тайне, рука, проводящая на скрытую сторону мира. Вода, очищающая сердце. Спасибо.
Я посмотрел сегодня в кинотеатре новый фильм Кирилла Серебреникова "Юрьев день".
Знаю, я уже надоел с постоянными неуёмными восторгами о каждом новом увиденном фильме, но на этот раз правда случилось что-то особенное. Это больше, чем фильм. Это настолько выходит за пределы моих представлений о возможностях искусства вообще, что слов отчаянно не хватает. Вот говорят иногда, что музыка - высшее из искусств. А мне теперь кажется, что всё-таки кино. Музыка такого сделать не может.
Этот фильм - как мистерия. Плавный уход в другой мир. По ту сторону икон. Где обратная перспектива и обитают настоящие святые. При этом жуткая действительность никуда не девается, просто взгляд на неё бросается как бы с той стороны. Даже не так - Царство Небесное оказывается прямо здесь, в этой крови и вони, где, казалось, не осталось уже вообще ничего.
Я сначала всё с "Догвилем" сравнивал, что вот, дескать, надо же, у нас теперь есть режиссёр не хуже Ларса фон Триера (который представлялся мне самым-самым). К концу фильма я понял, что фон Триер - это, конечно, хорошо, и Догвиль, конечно, шедевр, но всё же до такой высоты датскому гению не подняться... Овеществление духа - это не по его части. Да что там - такого вообще никогда не было... В самом последнем кадре он именно что воплощён.
Ещё мысль была, что если "Догвиль" предапокалиптический, то тут уже скорее пост... Это такая сверхновая сейчас в России взорвалась этим фильмом, что даже как-то страшно немного. Если может человек уже сделать такое, то действительно теперь можно заканчивать историю мира. Вот Скрябин, помнится, о мистерии мечтал - чтобы музыку послушать и сразу живьём в Рай. Вот тут как раз мистерия, с самого начала причём... Сразу кадры какие-то иномирные.
А, казалось бы ведь, чернуха и чернуха, ну что можно от такого сюжета ждать... А вот вдруг в России кино родилось новое. Где Христианство откуда-то из самого нутра вдруг произросло, посреди полной разрухи и запустения. Настоящее, с гвоздями и кровью...
Это вот как в другом великом фильме "Кин-дза-дза" пожизненный цик с гвоздями был и без гвоздей. Вот тут с гвоздями. Прибиваешься к кресту - и в небо.
А если серьёзно - не знаю, что об этом писать, ну не знаю. Просто смотреть надо. Не раз и не два. Тут ни одного лишнего слова или кадра, всё важно, всё сильно, всё впервые. Всё новая классика и история. Это то искусство, которое жизнь и судьба...
Отдельное спасибо композитору Сергею Невскому за музыку. Она настолько точно соответствует фильму, настолько на своём месте в этой чудо-мистерии, непонятно откуда свалившейся на не заслуживающий этого мир, что только руками остаётся развести. Без этой музыки ничего бы не вышло. Она как ключ к тайне, рука, проводящая на скрытую сторону мира. Вода, очищающая сердце. Спасибо.