Совершенство - такая мнимая вещь... Играл вот счас фугу b-moll из 1 тома ХТК Баха и думал - ну такая тема красивая, зачем было её 5-голосно излагать, зачем топтать сплетениями голосов, из-за которых она почти перестаёт быть слышна в той пронзительной беззащитности, что найдена в начале. Нет, наверное, если бы я её играл, я бы все голоса играл бы максимально тихо, чтобы не задавили тему. А потом думаю - а не в этом ли и смысл этой фуги, что толпа топчет одиночество, а потом через страдания разноголосица сплетается-таки в самом конце в единый на всех крест? Не в этом ли и трагизм, что та же тема в 5-голосии уже теряет свою индивидуальность, не в этом ли и надежда, что в конце из этого выплавляется некое новое качество, соединяющее различные голоса воедино? Или, быть может, Бах всё же просто соблазнился возможностью написать 5-голосную стретту и испортил тем гениальную тему, а я тут фантазирую и пытаюсь оправдать его из-за одного только пиетета перед именем? А имеет ли это значение?
Долгое размышление и самокопание на тему и около