Буду сейчас говорить о трудноуловимых и малопонятных мне самому вещах, но очень, по-моему, важных... Есть люди, которые слышат музыку объёмными фигурами - пирамидами, овалами, цилиндрами, пересечениями плоскостей и векторов. Их не так мало. Думаю, в той или иной степени это свойственно каждому. Одним из первых мне открыл такой взгляд на вещи уважаемый Ю.Б.Абдоков на лекциях по истории оркестровых стилей. Его рассказ о том, как стеклянные шары маримбы бились о плоскость трубы, я запомнил на всю жизнь. Как и мысль, что категории объёма возникают там, где есть разнотембровость. Разная "толщина" тембров может восприниматься как острое или круглое, как вытянутое или сплющенное. Недавно мне пришло в голову развитие этой идеи, которой я хотел бы поделиться. Чем-то смахивающее на то, что я горделиво называл Оком, но всё же иное, потому что рассудочное, а не интуитивное. В Оке я, кстати, несколько разочаровался в последнее время, как ни дико это звучит... Те сложнейшие звуковые полотна, что я слышу, едва взглянув на какой-либо предмет, на поверку оказываются достаточно однообразными. Это, безусловно, некий хороший строительный материал, глина, из которой теоретически возможно что-то слепить, но... Ладно, это отдельный разговор. В любом случае это Божий дар, с которым я, вероятно, так и не научился ладить. Или, быть может, перестал со временем замечать, как он воздействует на всё, что я делаю.
Так вот, нынче придумалась мне вот какая штука. Можно строить музыкальную форму как взаимодействие различных трёхмерных объектов. Т.е., условно говоря, сначала представлять стеклянные шары, бьющиеся об плоскость, а уже потом реализовывать это в маримбе и трубе, или каким-либо иным образом. Представлять себе, как из плоскости медленно выдвигается, допустим, металлический цилиндр серого цвета, а на него налетают мелкие резиновые шарики, отскакивают от него, вращаются. Потом цилиндр начинает поворачиваться, а сверху на него начинает спускаться нечто округлое и аморфное, впитывая в себя вращающиеся шарики, и так далее. Быть может, примерно так Лигети создавал свои "Объёмы", "Атмосферы" и пр., Лигети в данном случае нельзя не упомянуть. Мне рассказывали, что примерно так учат гармонии в Польше - в категории образов, цветов и т.п. Поляки, правда, настолько этим увлеклись, что уже и в нотах рисуют предметы вместо нот, ошибочно полагаясь на композиторское мастерство исполнителя-импровизатора.
А вот о чём ещё можно подумать - так это о видеоклипах, которые можно таким образом сделать
Думаю, это был бы очень интересный опыт...
Второй момент примерно того же способа мысли пришёл в голову вчера, и это, боюсь, будет уже совсем невразумительно... Я как бы почувствовал, что искусство хорошо тогда, когда протыкает некую незримую преграду... Я ощущаю это как некую бумажную стену. Допустим, было одноголосие, потом вдруг добавился второй - продырявили бумагу. За которой всегда оказывается следующая. Написал Шопен прелюдию ля минор - ещё одна бумажная стена порвалась. Подолбил Лахенман две верхние ноты фортепиано, а с ними вдруг зазвучал некий разностный тон - ещё одно шило пронзило бумагу. И всё это некие однократные действия, бумагу потом не склеишь обратно. Есть почему-то искусство, пронизывающее предел возможного, и искусство, вполне довольствующееся имеющимся. Композиторы в целом стремятся к первому, им хочется быть первооткрывателями, хотя получается лишь у единиц. Слушатели в целом стремятся ко второму - им хочется окунуться в привычный мир (что тоже не так часто получается). Потому что для слушателей музыка - островок покоя в бурлящем мире, а для композитора - сам мир. Бытие, а не форма бегства от него. Война, скотобойня, лесоповал, землетрясение, наводнение, сотворение мира и Апокалипсис сразу. А не, скажем, разновидность джакузи...
А можно в желании непременно что-то проткнуть увидеть и фрейдизм... Тогда вполне очевидно, что мужская энергия творца, что называется, так и прёт, а женская энергия публики не имеет желания и возможности быть протыкаемой всеми и каждым, им потом плод этого соития в себе носить. Естественно, верный, надёжный, знакомый партнёр надёжнее непостоянного и каждый день ищущего новых мишеней для дырокола.
Ох, опасно думать о музыке в категориях объёма, такое иногда померещится...
Так вот, нынче придумалась мне вот какая штука. Можно строить музыкальную форму как взаимодействие различных трёхмерных объектов. Т.е., условно говоря, сначала представлять стеклянные шары, бьющиеся об плоскость, а уже потом реализовывать это в маримбе и трубе, или каким-либо иным образом. Представлять себе, как из плоскости медленно выдвигается, допустим, металлический цилиндр серого цвета, а на него налетают мелкие резиновые шарики, отскакивают от него, вращаются. Потом цилиндр начинает поворачиваться, а сверху на него начинает спускаться нечто округлое и аморфное, впитывая в себя вращающиеся шарики, и так далее. Быть может, примерно так Лигети создавал свои "Объёмы", "Атмосферы" и пр., Лигети в данном случае нельзя не упомянуть. Мне рассказывали, что примерно так учат гармонии в Польше - в категории образов, цветов и т.п. Поляки, правда, настолько этим увлеклись, что уже и в нотах рисуют предметы вместо нот, ошибочно полагаясь на композиторское мастерство исполнителя-импровизатора.
А вот о чём ещё можно подумать - так это о видеоклипах, которые можно таким образом сделать

Второй момент примерно того же способа мысли пришёл в голову вчера, и это, боюсь, будет уже совсем невразумительно... Я как бы почувствовал, что искусство хорошо тогда, когда протыкает некую незримую преграду... Я ощущаю это как некую бумажную стену. Допустим, было одноголосие, потом вдруг добавился второй - продырявили бумагу. За которой всегда оказывается следующая. Написал Шопен прелюдию ля минор - ещё одна бумажная стена порвалась. Подолбил Лахенман две верхние ноты фортепиано, а с ними вдруг зазвучал некий разностный тон - ещё одно шило пронзило бумагу. И всё это некие однократные действия, бумагу потом не склеишь обратно. Есть почему-то искусство, пронизывающее предел возможного, и искусство, вполне довольствующееся имеющимся. Композиторы в целом стремятся к первому, им хочется быть первооткрывателями, хотя получается лишь у единиц. Слушатели в целом стремятся ко второму - им хочется окунуться в привычный мир (что тоже не так часто получается). Потому что для слушателей музыка - островок покоя в бурлящем мире, а для композитора - сам мир. Бытие, а не форма бегства от него. Война, скотобойня, лесоповал, землетрясение, наводнение, сотворение мира и Апокалипсис сразу. А не, скажем, разновидность джакузи...
А можно в желании непременно что-то проткнуть увидеть и фрейдизм... Тогда вполне очевидно, что мужская энергия творца, что называется, так и прёт, а женская энергия публики не имеет желания и возможности быть протыкаемой всеми и каждым, им потом плод этого соития в себе носить. Естественно, верный, надёжный, знакомый партнёр надёжнее непостоянного и каждый день ищущего новых мишеней для дырокола.
Ох, опасно думать о музыке в категориях объёма, такое иногда померещится...
А объемы - особенно для клипов - ну очень похоже на графическое изображение частот в эквлайзерах... Забыл как оно называется... спектрограмма, что ли? Или стереограмма... Не суть... В общем Виндовз медиа плейер уже давно может изображать нечто подобное. Знаю, будешь возражать, но по сути и это уже придумано.
А вот насчет многоголосий, по мне - так не "протыкает", а "плывет" параллельно, слоями так сказать...
А многоголосия - это так случайно вышло, что у меня музыкальные открытия к новым голосам привязались. Речь шла не о дополнительных голосах как таковых, а о факте открытия нового, чего раньше никогда не было. Допустим, слушал человек Rolling stones, и вдруг ему диск Fantomas попался - вот в этот момент что-то как бы рвётся внутри...