Что же, пару своих никчемных мыслишек да по свежим следам записать - быть может, от этого никто не умрёт... Я всё больше убеждаюсь, что истинная история искусства скрыта от нас, и скрыта глубоко, гораздо глубже, чем можно было бы надеяться. Фильм "Избранные" Сергея Соловьёва - не просто фильм. Я не знаю, бывают фильмы модные, культовые, знаменитые, гениальные, а бывают... взрослые что ли. После которых так хочется обмануть себя и сказать: "Да, после этого я никогда не смогу уже быть прежним, я больше не смогу быть ребёнком". Вот только что тут "Догвиль" ненароком помянул, что казался столь глубоким и точным развенчанием гуманизма, а вот тебе - теперь он будто бы трафарет. Соловьёв делает это не только неизмеримо тоньше и поэтичнее, но загоняет человека гораздо глубже в ад, и трагедия слабого идеализма переживается так, как будто гвозди в гроб вбивают... Быть может, потому что и я чувствую себя таким же. И странно, как нагло и беззастенчиво пользуется Соловьёв избитыми киноприёмами - даже Малера из "Смерти в Венеции" ввернул, и когда! - и все они так работают, так стреляют прямо в грудь... И какой Филатов, и какая Друбич, и какая поэзия в каждом кадре, и до какой последней степени всё это трагично... Я не знаю, мне кажется, даже "Преступление и наказание" Достоевского тут как-то меркнет, может, просто по закону новизны...
И вот, кто же знает этот фильм. Я и не подозревал, что Соловьёв - ТАКОЙ режиссёр, что все его фильмы нужно собирать и пересматривать, что... Да что там, а кто знает искусство, кроме отдельных искусствоведов? Кто знает ну хотя бы Моцарта? Послушать некоторые его произведения, проанализировать некоторые сонатки - это ж не знать, это так, прикоснуться мимоходом... Что уж говорить о Борисе Чайковском, Аллане Петтерссоне или том же Рауле Руисе, большинство фильмов которого нигде не достать... Хорошо хоть, что Норштейн мало мультиков снял - легко собрать и сосчитать. А уже даже "Рождество" Алдашина или "Adagio" Бардина хоть и очень известны, но всё же значительно в меньшей степени... Неужели мы так обречены на слепоту? И почему избранные поводыри-искусствоведы ничего не делают для изменения ситуации? Хотя вру, делают - вот показали сегодня "Избранных" по Культуре. Низкий поклон. Этого я не забуду, надеюсь, никогда.
P.S.: через неделю, в воскресенье вечером, по Культуре будет ещё один фильм Соловьёва, о котором я ничего не знаю - "Чужая белая и рябой".
И вот, кто же знает этот фильм. Я и не подозревал, что Соловьёв - ТАКОЙ режиссёр, что все его фильмы нужно собирать и пересматривать, что... Да что там, а кто знает искусство, кроме отдельных искусствоведов? Кто знает ну хотя бы Моцарта? Послушать некоторые его произведения, проанализировать некоторые сонатки - это ж не знать, это так, прикоснуться мимоходом... Что уж говорить о Борисе Чайковском, Аллане Петтерссоне или том же Рауле Руисе, большинство фильмов которого нигде не достать... Хорошо хоть, что Норштейн мало мультиков снял - легко собрать и сосчитать. А уже даже "Рождество" Алдашина или "Adagio" Бардина хоть и очень известны, но всё же значительно в меньшей степени... Неужели мы так обречены на слепоту? И почему избранные поводыри-искусствоведы ничего не делают для изменения ситуации? Хотя вру, делают - вот показали сегодня "Избранных" по Культуре. Низкий поклон. Этого я не забуду, надеюсь, никогда.
P.S.: через неделю, в воскресенье вечером, по Культуре будет ещё один фильм Соловьёва, о котором я ничего не знаю - "Чужая белая и рябой".