Вчера было 2-е заседание Молодёжного отделения Московского отделения Союза композиторов, где, среди прочих, я показывал "Песни Соловья". Мнение слушателей оказалось достаточно единодушным - хотя произведение написано искренне, в нём нет своих, не заимствованных из прошлого, интонаций, техника скорее ученическая, а содержание соответствует подростковому мировоззрению, что проявляется не только в словах, но и в самой музыке. А единственная интересная задумка - способ фиксации темпов, хотя и он в точности неисполним и в данном случае излишен. Интересно здесь то, что в данном контексте я сам, когда музыка звучала, услышал её по-другому, как бы со стороны, и сильно тому удивился. Я действительно собственными ушами слышал и то, что всё это уже затёрто и так предсказуемо, и то, как скучно это слушать, зная, что и дальше будет череда очередных штампов, и то, как нелепы эти стихи со столь тщательным перечислением всех пафосных банальностей, и т.д. В этом смысле то, что сейчас делает Молодёжное отделение Союза композиторов, просто бесценно - уникальный шанс побывать вне себя и оттуда себя послушать. Вот бы и в консерватории были открытые дискуссии со студентами на экзаменах, а не монотонная череда безликих цифр в зачётке!
Но далее это, конечно, вызывает для меня одни вопросы. Как это - очень искреннее высказывание и в то же время заимствовано? Почему моё восприятие собственной музыки "изнутри" и "снаружи" столь диаметральным образом различно? Почему эта музыка вызывала и продолжает вызывать у меня очень сильные чувства, эстетические переживания, мистические образы и пр., хотя я и сам, мягко говоря, не чужд современной музыке гораздо более актуального языка, стабильно бегаю на соответствующие концерты и вообще продвинутый чувак?
Одно могу сказать - вчера был очень ценный опыт совлечения мифа, поскольку именно с этим сочинением в этом смысле явно не всё ладно. 5 лет работы, экзальтированные стихи о том, что я не имею права умереть, не закончив их, переписывания по 6-7 раз каждого такта с целью достичь полного совершенства, уверенность в том, что это едва ли не главное, для чего я появился на свет, бесценный документ "История создания Песен Соловья" на много десятков страниц с перечислением всех личных обстоятельств, жж-записей и подробным анализом черновиков, который у меня хватило ума не публиковать, позиционирование цикла как написанного "вопреки" линии партии, то есть альтернативное консерватории, профессионалам и прочим, и даже это маньячество с точными темпами - всё это нездоровые признаки культа собственной личности на основе одного отдельно взятого произведения, и его вчерашнее разоблачение было мне нужно как воздух.
Но если я-таки принимаю критику всерьёз, то возникают вопросы и ко всем остальным моим сочинениям, которые для меня давно и сами по себе как бы постепенно умирают. Вот один мой романс перестал меня трогать, вот другой, третий, за ними рушатся бастионы прелюдий и даже флейтовой сонаты, а уж симфонический и камерный дипломы изначально были как бы исподволь... Моих вокальных циклов этот самотекущий процесс, правда, пока не касался, но как знать?
Приходится только снова повторить, что собственные моменты святости не могут стать таковыми для другого, они непередаваемы. "Песни Соловья" писались, так сказать, по всем правилам - долго, вдумчиво, только в самые вдохновенные и яркие моменты жизни, когда сердце светится. Они меня и в церковь привели в каком-то смысле, когда я понял, что собственный душевных сил для их завершения уже не хватает и нужно получить дар благодати. Я пестовал их как любимое дитя, я слышал ангела за спиной, я возвращался благодаря ним снова и снова к самым прикровенным и значимым моментам жизни, когда душа соединена с миром любовью и поёт, не в силах молчать. Может ли это всё не давать соответствующего результата в искусстве? Похоже, что да, потому что это разные вещи, всё это прекрасно для меня, но не в силах вызвать сходные чувства не только у матёрых профессионалов, но и у просто любителей музыки. "Красиво" - некий эстетический максимум в данном случае; "красивости" ли я искал?
И получается, что всякие скучные, "невдохновенные" дела - учиться, изучать партитуры и книги, слушать других, внимательно следить за окружающим миром, а не только за собственными переживаниями - оказываются-таки для искусства значительно важнее даже самых "мистических" откровений. Не говоря уже о том, что те самые великие моменты жизни на деле часто оказываются пронзительной жалостью к себе или же, наоборот, самоупоением.
В итоге, спустя полтора года после окончания консерватории, мне впервые вновь хочется учиться. Учитывая, что я и до того всерьёз настроился штурмовать аспирантуру, это, как ни странно, оказалось именно то, что мне сейчас нужно. Обидно, когда лень к учёбе рушит столь благодатные задатки - у меня пока ещё есть возможность это изменить.
Но далее это, конечно, вызывает для меня одни вопросы. Как это - очень искреннее высказывание и в то же время заимствовано? Почему моё восприятие собственной музыки "изнутри" и "снаружи" столь диаметральным образом различно? Почему эта музыка вызывала и продолжает вызывать у меня очень сильные чувства, эстетические переживания, мистические образы и пр., хотя я и сам, мягко говоря, не чужд современной музыке гораздо более актуального языка, стабильно бегаю на соответствующие концерты и вообще продвинутый чувак?
Одно могу сказать - вчера был очень ценный опыт совлечения мифа, поскольку именно с этим сочинением в этом смысле явно не всё ладно. 5 лет работы, экзальтированные стихи о том, что я не имею права умереть, не закончив их, переписывания по 6-7 раз каждого такта с целью достичь полного совершенства, уверенность в том, что это едва ли не главное, для чего я появился на свет, бесценный документ "История создания Песен Соловья" на много десятков страниц с перечислением всех личных обстоятельств, жж-записей и подробным анализом черновиков, который у меня хватило ума не публиковать, позиционирование цикла как написанного "вопреки" линии партии, то есть альтернативное консерватории, профессионалам и прочим, и даже это маньячество с точными темпами - всё это нездоровые признаки культа собственной личности на основе одного отдельно взятого произведения, и его вчерашнее разоблачение было мне нужно как воздух.
Но если я-таки принимаю критику всерьёз, то возникают вопросы и ко всем остальным моим сочинениям, которые для меня давно и сами по себе как бы постепенно умирают. Вот один мой романс перестал меня трогать, вот другой, третий, за ними рушатся бастионы прелюдий и даже флейтовой сонаты, а уж симфонический и камерный дипломы изначально были как бы исподволь... Моих вокальных циклов этот самотекущий процесс, правда, пока не касался, но как знать?
Приходится только снова повторить, что собственные моменты святости не могут стать таковыми для другого, они непередаваемы. "Песни Соловья" писались, так сказать, по всем правилам - долго, вдумчиво, только в самые вдохновенные и яркие моменты жизни, когда сердце светится. Они меня и в церковь привели в каком-то смысле, когда я понял, что собственный душевных сил для их завершения уже не хватает и нужно получить дар благодати. Я пестовал их как любимое дитя, я слышал ангела за спиной, я возвращался благодаря ним снова и снова к самым прикровенным и значимым моментам жизни, когда душа соединена с миром любовью и поёт, не в силах молчать. Может ли это всё не давать соответствующего результата в искусстве? Похоже, что да, потому что это разные вещи, всё это прекрасно для меня, но не в силах вызвать сходные чувства не только у матёрых профессионалов, но и у просто любителей музыки. "Красиво" - некий эстетический максимум в данном случае; "красивости" ли я искал?
И получается, что всякие скучные, "невдохновенные" дела - учиться, изучать партитуры и книги, слушать других, внимательно следить за окружающим миром, а не только за собственными переживаниями - оказываются-таки для искусства значительно важнее даже самых "мистических" откровений. Не говоря уже о том, что те самые великие моменты жизни на деле часто оказываются пронзительной жалостью к себе или же, наоборот, самоупоением.
В итоге, спустя полтора года после окончания консерватории, мне впервые вновь хочется учиться. Учитывая, что я и до того всерьёз настроился штурмовать аспирантуру, это, как ни странно, оказалось именно то, что мне сейчас нужно. Обидно, когда лень к учёбе рушит столь благодатные задатки - у меня пока ещё есть возможность это изменить.
Вот на эту тему я бы тебе посоветовал со Стасом пообщаться, он частенько разочаровывается в старом и переделывает его, порой кардинально, во что-то новое.
А на мой взгляд - нормально остывать к тому, что ты сделал н времени назад, поскольку с тех пор изменился ты сам (мировоззрение, восприятие, обстоятельства, личностные качества). И если будет нравится постоянно то что ты сделал тогда, то как ты будешь делать что-то новое сейчас?
На живом примере группы "Бесконечно ветром"/ "Рил Транс Хэд" было два альбома (назовем это так ))) и ЕП. И после прослушивания самых старых записей и сравнения с самыми новыми вырисовывается некое движение, можно проследить как менялось творчество. Это раз. А во-вторых сразу становятся очевидными все недостатки раннего творчества и понимаешь, что вот теперь тебе это уже не нравится, а вот тут ты бы уже так не сделал и т.д. Т.е. я хочу сказать - это нормально и даже необходимо разочаровываться в собственном раннем, чтобы делать что-то новое более совершенное...
Кстати, пока писал вспомнил еще более яркий пример. Мы же начинали группу вдвоем со Стасом и первоначальные эксперименты - полу-акустическая гитара, бас и мой вокал. Так вот мы с ним сварганили совершенно заунывную песню на трех аккордах длительностью минут в 10-15 и она нам обоим безумно нравилась. Естественно при стороннем прослушивании (я имею ввиду не нами) выявлялась куча огрехов и вообще скучность, но нам на тот момент казалось, что это вершина нашего творчества ))) Слава Богу, мы довольно быстро остыли к ней и сами обнаружили все те недостатки, которые первоначально замечать не хотели. А уже если сравнивать с тем, что было потом, так и вообще не скажешь, что мы могли такую туфту сочинить )
Надеюсь, не слишком все путанно изложил
Вот на эту тему я бы тебе посоветовал со Стасом пообщаться, он частенько разочаровывается в старом и переделывает его, порой кардинально, во что-то новое.
А на мой взгляд - нормально остывать к тому, что ты сделал н времени назад, поскольку с тех пор изменился ты сам (мировоззрение, восприятие, обстоятельства, личностные качества). И если будет нравится постоянно то, что ты сделал тогда, то как ты будешь делать что-то новое сейчас?
На живом примере группы "Бесконечно ветром"/ "Рил Транс Хэд" было два альбома (назовем это так ))) и ЕП. И после прослушивания от самых старых записей к самыми новыми вырисовывается некое движение, можно проследить, как менялось творчество. Это раз. А во-вторых, сразу становятся очевидными все недостатки раннего и понимаешь, что вот теперь тебе это уже не нравится, а вот тут ты бы уже так не сделал и т.д. Т.е. я хочу сказать - это нормально и даже необходимо разочаровываться в собственном раннем, чтобы делать что-то новое более совершенное...
Кстати, пока писал вспомнил еще более яркий пример. Мы же начинали группу вдвоем со Стасом и первоначальные эксперименты - полу-акустическая гитара, бас и мой вокал. Так вот мы с ним сварганили совершенно заунывную песню на трех аккордах длительностью минут в 10-15 и она нам обоим безумно нравилась. Естественно при стороннем прослушивании (я имею ввиду не нами) выявлялась куча огрехов и вообще скучность, но нам на тот момент казалось, что это вершина нашего творчества ))) Слава Богу, мы довольно быстро остыли к ней и сами обнаружили все те недостатки, которые первоначально замечать не хотели. А уж если сравнивать с тем, что было потом, так и вообще не скажешь, что мы могли такую туфту сочинить )
Хотя вот я совсем недавно посмотрел отличный фильм про современное искусство "Ахиллес и Черепаха" о том, как один художник слишком прислушивался к чужим мнениям, и что из этого вышло. Трагедия вышла, потому что ни одно произведение не может быть просто принято, всегда найдётся что-то, чего якобы не хватает...
PS: а "Хвои" я до сих пор вспоминаю
По поводу ЕП соглашусь, я, правда, в нем улавливаю нотки ЭМО-культуры (и это тоже вторичность), что мне, честно говоря, неприятно, да и вся эта "пластинка" получилась не такой, какой бы я хотел, чтобы она получилась. Но раз так случилось, то так тому и быть, да и писалось это все уже тогда, когда я раздумывал о смысле моего дальнейшего присутствия в том муз. коллективе. Поэтому жалко, но не очень.
И безусловно прислушивать абсолютно ко всем мнениям и уж тем более пытаться их все учесть - не нужно и невозможно. Выбирай сам для себя маяки, что тут можно предложить?..