Внимание!
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
В любом случае "Песни Орфея и Офелии" - ещё один шаг навстречу театру. Так, глядишь, и до оперы когда-нибудь доползу. А вообще, мне кажется странным, что нет, по сути, промежуточного академического жанра между музыкальным и драматическим театром. Либо опера/балет/кантата/оратория, либо драматический спектакль с музыкальными вкраплениями, третьего не дано, не считая лёгких жанров оперетты/мюзикла. Ну и не считая зингшпиля и первой редакции "Кармен", где разговорные диалоги явно на второстепенных ролях. Полноценного музыкально-драматического спектакля с академической музыкой я, честно говоря, ни одного назвать не могу, посему не уверен, что такой жанр вообще существует. Я это себе представляю прежде всего как предельно чёткую ритмизацию слов, жестов, событий, точное выстраивание во времени. Ну и, конечно, огромная роль собственно музыки.
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Продолжение"Они говорят: им нельзя рисковать, потому что у них есть дом, в доме горит свет" - не каждому ли ученику Христос говорит "Оставь всё и иди за Мной"? Невозможно одновременно и идти, и держаться за то, что имеешь, одновременно идти в дождь и сидеть дома. Это выбор. "Закрой за мной дверь. Я ухожу" - выбор сделен, окончательный, обжалованию не подлежит. "И когда я обернусь на пороге, я скажу одно лишь слово - верь!" - можно вспомнить слова из другого альбома. "Посмотри на часы, посмотри на портрет на стене" - времени мало, торопись, посмотри, кому ты служишь сейчас (как я понимаю, здесь намёк на портрет Ленина в каждом правильном советском доме).
"Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне, нарисуй мне портреты погибших на этом пути" - "Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк 12:20)
"Но кто-то должен стать дверью" - "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет". (Ин 10:9)
"Те, кому нечего ждать, отправляются в путь, те, кто спасен, те, кто спасен". Почему-то выбрано именно слово "спасён", воскрешая в памяти образ Спасителя мира.
"Крыши домов дрожат под тяжестью дней" - наступили последние времена, дни конца времён, дни Апокалипсиса, когда "ночь сильней, её власть велика". "Соседи приходят, им слышится стук копыт, мешает уснуть, тревожит их сон" - стук копыт всадников Апокалипсиса слышен уже даже простым смертным.
"Тем, кто ложится спать - спокойного сна" - "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Лк 9:60)
"Солнечный день - в ослепительных снах", "В наших глазах потерянный Рай" - память об Эдемском саде, из которого был изгнан Адам, и в который нам предложено вернуться.
"Разломанный надвое хлеб" - "Иисус взял хлеб и, благословив, преломил" (Мф 26:26)
О других цитатах из "Мама, мы все сошли с ума" не буду писать, слишком больно...
"Мы пьем чай в старых квартирах, ждем лета в старых квартирах" - "И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то, и другое." (Лк 5:37-38)
"Стой! Опасная зона! Работа мозга!" - "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавствии их" (1 Кор, 3:19)
"Мы носили траур, оркестр играл туш" - "Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали" (Лк 7:32)
И вот ещё тут открытие про "Звезду по имени Солнце" вдруг всплыло:
"Красная-красная кровь - через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива" - ну, 3 часа как 3 дня до Воскресения, это понятно. А вот орошение кровью травы... "Трепещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава", "огневи причащаюся трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопально горящи" (из Последования ко Святому Причащению). Вот ведь как... Хотя, быть может, просто совпадение...
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментарии (111 - 1 2 3 4 )
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal

- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Горел в тарелках вертопрах,
И струны странно натянулись,
И застучал ногами Бах.
@темы: Стихи
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментарии (2)
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Но важен не столько внешний антураж, сколько само искусство. Быть может, было бы безумием специально заботиться о том, чтобы конечному зрителю было максимально неудобно воспринимать твоё творчество, хотя это является, в каком-то смысле, идеалом авангарда. Мне это кажется безумием не по отношению к зрителю, а по отношению к собственному творчеству: как и любая другая сознательная парадигма, это было бы насилием над собственным даром. Но в то же время где-то глубоко внутри должна быть запрятана лакмусова бумажка комфортности, и если комфорт-тест музыки то и дело оказывается положительным, это очень серьёзный повод провести внутреннюю ревизию на предмет измены призванию. А если кто-то говорит тебе после концерта: "Извини, мне было неудобно слушать твою музыку сегодня" - пожалуй, это отличный комплимент.
Впрочем, дискомфорт может перерастать в насилие над свободой воли и даже над телом. Чрезмерная громкость - это уже насилие над слухом, например. А чрезмерная тихость? Чрезмерная медленность? Чрезмерная экспрессия? Где-то здесь пролегает грань весьма тонкая... Можно было бы сказать, что насилие - это когда причинается вред здоровью. Но я бы тогда напомнил премьеру 14-й симфонии Шостаковича, на которой скончался его враг Апостолов - у человека случился сердечный приступ, надо полагать, от обилия медленной и мрачной музыки . Можно было бы сказать: "Поделом!", но факт остаётся фактом - музыка вполне определённого, давящего на психику характера стала косвенной причиной смерти человека...
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
А ещё эти три вечера будут посвящены Мессиану. Особенно в среду будет концерт офигенный. И везде вход свободный!! см. www.mosconsv.ru/page.phtml?2284
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Интересно само это понятие "нужно писать" - ведь очевидно, что нужно это мне самому, ни одной внешней причины для этого нет. Более того, это идёт несколько поперёк профессиональных интересов, конкурсов и т.п., ибо из этих соображений стоило бы взяться за какой-нибудь среднего размера ансамбль и попытаться изобразить на нём что-то более актуальное, чем то, что я делал раньше. В реальности всё происходит с точностью до наоборот - в голове сплошные вокальные циклы, трезвучия и пр. Радует то, что причиной этому не некая умственная установка (типа "буду как Гаврилин!", "авангард - зло!" и т.п.), а исключительно внутренние причины.
Как бы их описать... Именно внутренняя необходимость - основа, первопричина создания музыки. Понимание не на уровне сознания, а всем своим существом, как бы проживание необходимости написать эту музыку. Без каких-либо колебаний и вариантов - я должен это сделать, потому что я должен это сделать. Некая магистральная линия, путь, если хотите. Список дел, которые я должен сделать, неизвестно каким образом доставляемый в самое основание меня. И список этот чем дальше, тем больше расходился с тем, чего от меня требовала учёба в консерватории. А я привык быть учеником более-менее прилежным и подлаживался. Оно, может, и правильно - я таким образом схватывал-таки кое-какие профессиональные навыки, ремесло. Но в результате мне сейчас приходится возвращаться достаточно далеко в прошлое - конкретно в 2004-2005 годы. Именно тогда родились "Песни Соловья", именно тогда появилась соната для флейты и фортепиано, что исполнялась вчера, и много ещё всяких хороших вещей тогда бродило по наброскам. Собственно, причиной "сбоя" было, видимо, глубокое непонимание между мной и моим учителем, поскольку моё видение моего пути принималось как некая странность, некий бзик, который с возрастом должен пройти. Просто потому, что моё упорное стремление к примитиву и наивности переходило уже все рамки профессионального приличия и было весьма неадекватным по отношению к учебному процессу. Что вполне понятно - либо мы учимся, либо в бирюльки играем. И "Маленькие ночные серенады" на камерном дипломе были в этом смысле маленькой диверсией (чуть не стоившей мне красного диплома), а для меня неким окном в прошлое. Но что же я могу поделать, если "человек как дерево - он отсюда и больше нигде" (БГ).
Соответственно, с 3 и по 5 курс включительно нарастало недовольство учёбой, ощущение того, что что-то идёт не так. Но я не мог понять, что именно. Поэтому я и не пошёл в аспирантуру, собственно. В данных обстоятельствах это не представлялось возможным, нужно было разобраться с вещами более важными. По этой же причине так тяжело и с такими огромными перерывами шла "подпольная" работа над "Песнями Соловья" (я их даже показывал однажды на специальности, что вызвало, как всегда, весьма резкую критику), закончить которую оказалось возможным только после окончания консерватории. Да и реакция на них, полагаю, будет уже привычная - что же ты, Миша, вроде взрослый человек, а какой-то детский сад снова устраиваешь.
Я тут от нечего делать размышлял над логикой гармонических связей в "Песнях Соловья" и не только в них. Гармония для меня явно нечто основополагающее, поэтому мне хотелось разобраться именно в ней. Достаточно легко выяснилось, что корни её растут ещё с музыкальной школы, и с тех самых пор гармонический язык обрастал украшениями, но внутренне почти не менялся. Это множество трезвучий, достаточно беспорядочно соотнесённых друг с другом. Звучит не слишком шикарно, но так оно и есть. Не септаккордов и тем более не каких-нибудь Прометей-аккордов, а банальных трезвучий. Связи же между ними возникают порой красивые и неожиданные, но все они были открыты ещё в 19 веке, благо вариантов тут не так много. Пожалуй, самое фундаментальное новшество в "Песнях Соловья" - органичное вплетение в мои привычные трезвучия квартаккорда. Вот уж, действительно, событие.

Обнаружил я и ещё одну вещь, менее заметную, но очень важную. Она очень бросается в глаза, если сравнивать "Песни Соловья" с предыдущим аналогичным циклом, "Простыми песнями". Она рифмуется с гармонией - полифония. В "Простых песнях" есть такие полифонические фокусы, что можно усомниться в верности их названия (например, когда в репризе звучат мелодии из начала и середины одновременно, или когда в припеве на словах "Пою простые песни" оказываются 4 самостоятельных голоса, 2 из которых свободно имитируют друг друга, а 3 и 4 играют фразу из куплета каноном в двойном увеличении). Если сравнивать фортепианную партию "Простых песен", написанную за несколько месяцев, с фортепианной партией "Песен Соловья", на которую ушло года 4, то вторая-то значительно проще и элементарнее. Да, это простота, купленная дорогой ценой, но закончить я не мог именно по той причине, что перестарался с опрощением. Я "обломался" на последних двух песнях, и, заглянув в то, что же я там писал, увидел очевидную причину - из более-менее самостоятельного и индивидуального голоса партия фортепиано там превращается в тупую гармошку. Где нет уже даже признаков полифонии. Что я сделал сейчас, почему "ПС" зазвучали - я написал хоть какой-то более-менее индивидуальный голос для фортепиано. С пусть минимальными, пусть редкими, но мелодическими фигурами. Вопрос здесь вот в чём: как я, студент консерватории, не заметил такой очевидной вещи, как отсутствия полифонизации и индивидуализации фактуры, вещи, которой учат ещё в музыкальной школе, вещи, которая была со мной с самого первого в жизни романса? Страх испортить собственную музыку оказался у меня столь силён, что заразил меня куриной слепотой, я боялся внести хоть что-то своё в собственную же музыку более молодого меня, которая мне казалась недосягаемо высокой! "Гармошка" - это капитуляция перед самим собой, признание, что я ничего не могу дописать к тому, что было сделано, не могу закончить. Но при этом я тогда, два года назад, вполне искренне радовался и говорил "Ура, я закончил!", не видя, что я вообще ничего не сделал. Воистину, где есть страх - там кончается свобода и теряется ясность ума...
Теперь же у меня есть все причины с оптимизмом смотреть в будущее. Из тех 4-5 произведений, что мне необходимо писать теперь, только одно напрямую связано с прежней гармонической системой и прежней стилистикой - "Песни Орфея и Офелии". Да, они будут тянуть меня назад, но тут, опять же, отступать некуда, позади Москва. Их я тоже уже года два мучаю. Вот ведь сколько долгов накопилось... А всё дальнейшее пока явно идёт вперёд, причём в самых разных направлениях. "Литания" и новые фортепианные пьески (да и "Колыбельная новому веку") шествуют в сторону Кнайфеля, Симфония испытала на себе влияние Петтерссона, "Четыре пупса" шлют привет Филановскому и "СоМе", а Соната для трубы и фортепиано и вовсе навеяна Штокхаузеном. Ну, последние два пока только в проекте, я расположил всё это в порядке вероятности написания... А ведь есть ещё электронная музыка, которая пока, правда, отошла на второй план.
Вот и получается в результате странная вещь - нигде не работаю и не учусь, а работы выше крыши...
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal


- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
(при том, что "дорога" - станция метро шириной в несколько шагов, а "нищий" - старенькая-престаренькая бабушка)
Шанс на милосердие, по моему опыту, прямо пропорционален времени реакции. Если 5 минут подряд смотреть на человека нуждающегося, совесть беспокойно заворочается у всякого, у кого она есть. Совсем другое дело - секундный, мимолётный взгляд. То ли было, то ли не было, то ли реальность, то ли привиделось. И как легко сразу забыть! А ведь можно и вовсе не заметить человека, которому мог бы помочь, углубившись в свои мысли и заботы. Поэтому, мне кажется, всякому человеку, который не хочет ставить свечу свою под сосуд, важно быть очень внимательным и всей душой желать сократить время реакции души. Конечно, если бы душа была полностью открыта миру всё время, ежесекундно, не было бы и этой задержки во времени. Я даже думаю, что душа открытая способна предугадывать события заранее. Допустим, идёшь среди людей и вдруг почувствовал, что вот через пару секунд этот человек споткнётся и упадёт, и успеваешь вовремя подскочить к нему и подхватить. В этом смысле любая неприятность, происходящая с человеком - повод задуматься, почему же я в этот момент был здесь, а не там. И тогда приходит понимание, что понятия "Не моё дело" вообще не существует. Всё, что происходит в России, в Гондурасе, в Австралии, на Северном полюсе и на Береге слоновой кости, всё настоящее, прошлое и будущее - всё это и моё дело тоже.
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Чернозёма вмызгиваясь в память.
Я люблю, утроб ворчанью внемля,
Перепонок глушь гиппопотамить.
Я люблю процессор Word дурачить,
красной нитью все слова отметив,
карманьол сомленье наблюдачи,
вознесев вна востричном постклети.
Я люблю некошеные веси
Недослов и переговорив.
Я люблю спросить и не ответить,
Замереть и взвиться вземлювзрыв,
Пересебя поток остаточных явлений,
Подзалетев наотмашь и навзрыд,
Пожав рукой гумно природных отправлений,
Познав печёнкой сноваживь и путь открыт.
Конкистадор заушного почёса,
двулаптем гренки звероуловляя,
хлебалом выверил размерность горбоноса,
не помышляя греческого Клавдия
увидеть в бесконечности вопроса.
@темы: Стихи
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Категорически не рекомендуется людям со слабой психикой, детям и беременным женщинам. Я серьёзно.
Ссылкаru.youtube.com/watch?v=8vDzxZV6EwU&NR=1
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментарии (6)
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Можно, конечно, завести террор, чёрные списки, отдельный электрический стул для каждого, но доброго плода не выйдет. Насилие не приводит к добру. Люди, что действительно ищут музыку, не пойдут туда, где есть полиция нравов и чёрные списки. Хотя бы потому, что редко ценители музыки могут ценой за билет окупить зарплаты всех охранников и уменьшенный размер зала. Зал же будет либо пуст, либо наполнен теми, кто действительно чопорно воюет за вымышленную мораль и хочет ощущать себя избраннейшими из избранных. В высшей степени пуританское и гордое общество. Менее всего годящееся в качестве чутких и внимательных слушателей. Стало быть, такая затея просто не имеет смысла, ибо к цели - создать возможность существования музыки - не приведёт.
Нужно же прежде всего преодолевать отчуждение и сокращать дистанцию между слушателем и исполнителем. Конечно, зал не должен быть таким огромным, как Большой зал консерватории. В зале не должно быть дополнительного яруса для зрителей. Из залов консерватории, стало быть, подходят только Рахманиновский зал и зал им. Н.Я.Мясковского, более всего последний в силу своих чрезвычайно малых размеров и минимальной высоты сцены и расстояния до сцены. Вместо же того, чтобы разделять слушателей, лучше их соединять - долой отдельные места с подлокотниками, даёшь скамейки! Это позволяет весьма гибко регулировать количество мест в зале в зависимости от количества людей, а заодно и, так сказать, сплачивает население. Кроме того, скамейки, как правило, не издают собственных звуков. Да и вообще, главная цель - избавиться от любых признаков пафоса.
Далее. Долой посторонних ведущих концертов. Вести концерт должен либо один из музыкантов, либо какой-то их близкий друг, чтобы объявление было не формальным, а очень личным. Не стоит проводить концерт совсем без слов. "Музыка и только музыка!" - звучит романтично, но на деле порождает то самое отчуждение. Люди, тем более незнакомые, всё-таки общаются при помощи слов. Но монолога, вообще говоря, мало - весьма хорошо было бы завести о музыке диалог. Кому понравилось, кому нет, почему, какие возникли ассоциации.
Как бороться с шумами в ситуации контакта музыкантов и слушателей? Да очень просто! Во-первых, слова об отключении мобильных телефонов и просьбы соблюдать тишину в такой ситуации звучат уже несколько доходчивее. Во-вторых, их можно повторять столько раз, сколько нужно, чтобы до всех дошло. Более того, можно обращаться к человеку, который мешает другим, адресно - одно дело, когда в тебя тыкает пальцем сосед, и совсем другое, когда к тебе во всеуслышание обращается со сцены музыкант. Если же и это не подействует, можно прекратить концерт до того момента, пока не образуется живительная тишина. Если она будет слишком грубо нарушаться во время исполнения музыки, лучше прекратить играть и ещё раз обратиться с просьбой соблюдать тишину. После чего начать играть произведение заново или же, если ситуация совсем безнадёжна (например, если весь зал шумит себе и шумит), вовсе прекратить концерт. И ещё много различных вариантов появляется в ситуации контакта, а не отчуждения.
Но главное даже не в этом, ведь не ради борьбы с тишиной приходят на концерт. Главное, чтобы человек услышал человека. Чтобы слушатели действительно участвовали в концерте, а не оказывались пассивными наблюдателями. Можно раздавать им листочки для оценочного голосования за тот или иной номер концерта, это сразу повышает внимание. Можно знакомиться лично чуть ли не с каждым. Можно создавать круг постоянных слушателей, которые смогут напрямую влиять на программу концертов. Можно тут же получать живой и непосредственный отклик на премьеру своего нового сочинения. Можно найти новых друзей или учеников. Когда человек видит перед собой человека, а не функцию - возможности открываются бесконечные. Вопрос лишь в том, хотят ли этого сами музыканты? Ведь гораздо проще просто отработать, отыграть, получить гонорар, а там хоть трава не расти...
P.S.: да, и стоит делать свободный вход и пост-концертную оплату в виде пожертвований. Кому понравилось - кладёт ровно столько денег, насколько ему понравилось. Кому не понравилось или просто нет возможности заплатить - ничего страшного, мы всем рады.
P.P.S.: поздравляю всех православных христиан со светлым праздником Казанской иконы Божией Матери! Славный сегодня был день.
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментарии (4)
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментарии (3)
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Незатейливая околоджазовая бабочка. Мне захотелось вернуться к первоначальной идее и просто играть, что в голову взбредёт. А то концепции, эксперименты, постоянные попытки прыгнуть выше головы... В начале всё было гораздо девственнее и проще.
02.11.08 (1.5 Мб)
@темы: Бабочки
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal