Ох, не знаю, насколько симфоническая музыка вообще и 6-я симфония Чайковского в частности адекватна ситуации... Впрочем, о какой адекватности тут вообще можно говорить... Но всё же мне показалось, что на большинстве лиц читались скука и непонимание. Да и как могло быть иначе, собственно - вот так, без опыта, после таких потрясений, вдруг взять и высидеть длинную и сложную симфонию... Симфоническая музыка перед лицом войны какой-то особенно ненастоящей и пафосной кажется... Впрочем, у меня вообще что-то вроде предубеждения против симфонической музыки последнее время - эхо диплома, быть может...
Оно ведь, наверное, правильно было, что во время войны на фронт ездили всё же не оркестры, а певцы прежде всего. Концерт памяти жертв войны совсем без пения - как-то это... непонятно мне.
Впрочем, хорошо, что хоть так, конечно.

да, замечание по ходу: все эти удлинняющиеся "подъезды" к основной теме в финале вдруг напомнили эффект перемотки плёнки назад. Как-то от этого очень жутко стало...

13:45

Писание в Интернет с телефона очень дезинфицирует речь.

18:59

Если настроится, и не строится, блажен, кто не расстроится.

19:24

Одно

У меня лишь одно полотенце для ног, лица и зада.
Какая досада, о Боже, какая досада!
У меня лишь одна расческа для волос головы и паха.
Какая же я черепаха, о Боже, какая же я черепаха!

У меня лишь одно сердце для людей, бутербродов и собачонок.
Какой же я подонок, о Боже, какой же я подонок!
У меня лишь одно тело для поклонов, работы и совокупленья.
О Боже, неужто я растенье, неужто же я растенье?

@темы: Стихи

01:18

Матэ

Сегодня, наконец, попробовал настоящий матэ из своего калебаса, сделанный, так сказать, по всем правилам. Конечно, впечатления потрясающие. Воспринимаю это как начало новой эпохи. :) Этот напиток вполне может стать одним из центров жизни. Трудно представить, каким образом матэ может одновременно и тонизировать, и умиротворять, утолять и жажду, и голод - сегодня вот мы поужинали матэ. Бесконечный источник тепла и силы - силы мягкой и созидательной, ясности и мира в душе. Удивительный напиток.

Важно осознать свободу творить в каждый момент времени. И свободу не творить. Свободу вообще. Она есть, её не нужно завоёвывать, за ней не нужно ходить в духовный поход, она есть изначально, нужно это просто осознавать и не забывать.

Нет "ах, я бы так сейчас хотел писать музыку, но мне не позволяют обстоятельства", так же как и нет "мне нужно написать сегодня хотя бы несколько тактов, но не получается", это фантомы. Ничто не может принуждать писать музыку и ничто не может принуждать не писать её. Даже карандаш с бумагой не являются необходимостью - достаточно наличия в составе тела собственной головы, куда вполне можно складировать сочиняемую музыку. Громкие звуки вокруг тоже не считаются - всегда можно поставить их в режим игнорирования. Если не получается, приложить к этому больше усилия, и всё.

Я накануне вполне успешно сочинял музыку параллельно с просмотром Олимпиады и записывал параллельно с варкой макарон. Запишу пару ноток - посолю. Запишу ещё нотки три - помешаю макароны ложкой. Легко и приятно. :)

Уже было думал я, что разобрался со своей извечной темой "Музыка и Христианство", но вот сегодняшний отрывок из того же послания апостола Павла коринфянам, что цитируется и в эпиграфе к моему дневнику, вновь застал меня врасплох:
"И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер". (1 Кор, 14: 7-9)

Вот сижу и думаю теперь, имею ли право писать музыку, которую сам не разумею? Нечто, что-то неопределённое, непонятно что, к которому я так склонен... И неоднозначное по действию. Когда я слушаю сонату для флейты и фортепиано, романсы и некоторые (очень немногие) из бабочек, я чувствую, как на душе становится светло и тихо, при каждом прослушивании без исключения. Стало быть, в данном случае я знаю и разумею. Во всех остальных - туман и непонятное марево... Думаю, стоит всё же ориентироваться на ясное осознание своих действий, на бодрость и трезвость духа.

Вообще же, тяжёлое сейчас какое-то время в плане творчества. Понимаю, что, по сути, любое мнение о моей музыке, любой отзыв или совет почти ничего для меня не значат, не сообщают даже информации. Не то чтобы я так ценил своё собственное мнение, дело в чём-то другом... Скорее, мнение вообще не имеет ценности и смысла. Как и многое-многое другое... Возникает вопрос, что же тогда имеет смысл? В музыке - делать музыку. Т.е. как бы получается, что не имеет значения, получится музыка хорошо или плохо, хотя, естественно, я пытаюсь делать максимум. Не имеет значения, потому что моё хорошо и плохо никак не связано с другими, стало быть, нет ориентиров и нет, в сущности, этих хорошо/плохо... Ох, туманно как-то получается на словах, хотя внутри всё ясно как день... Грубо говоря, смысл имеет процесс, а не результат. Потому что оценить результат не представляется возможным - сколько людей, столько и мнений. А процесс - его и оценивать невозможно, ясно только, что когда он есть - хорошо, а когда его нет - плохо. И хорошо не в оценочном смысле, а глубоко внутри. Сердце радуется и говорит, что это правильно. Собственно, оно и от результатов так же радуется. Но это же не оценка, это тоже как бы изнутри процесса. А если сердце радуется - что ещё нужно человеку? :)
Хотя, видимо, разум хочет чего-то ещё, не привык он парить в невесомости отсутствия смысла. Разум привык к тому, что он хоть что-то значит, что к его мнению прислушиваются. А так разум ощущает себя потерянным и ненужным каким-то... Куда б его применить... Пусть французский учит что ли. :)

На самом деле не очень добрый, конечно, но, может, это его чуть-чуть скрасит...
Эта бабочка, первая после очень большого перерыва, больше похожа на муравья, которого я, даст Бог, когда-нибудь всё же завершу тоже. Он оказался слишком сложен и потребовал неоправданных затрат времени... А идея-то была очень простая - за полминуты дать больше, чем иная 10-минутная музыка. Здесь же всё просто, быстро и бабочно, конечно, но смысл получается примерно тот же самый - за ~45 секунд произвести смещение музыкальных координат парадоксом своего существования.
Я теперь достаточно далёк от того, чтобы считать бабочки законченными музыкальными произведениями, скорее эскизами, которые на публику выставлять, вообще говоря, достаточно странно. Ну да и пусть будет странно. Это и хорошо, что странно. :) Зато и размер файла "эскизный", лёгкий, как и планировалось в самом начале существования бабочек - всего 318 кб. Благодаря чему я, в частности, смог впервые в жизни выложить бабочку с телефона. :)

12.08.08.ogg

@темы: Бабочки

Быть может, я всё же несколько сгустил краски, забыв об искусствах, которые вообще по природе своей существуют в единственном экземпляре и очень уязвимы - живопись, скульптура, архитектура. Не говоря уже о ледяных и песочных скульптурах. Многим ведь нравится создавать именно временное, а не вечное, в этом своя красота. Писать стихи водой на асфальте. Играть импровизации, ничего не записывая...
А аудиозаписи всё же не так трудно проиграть - нужен какой-то совсем глобальный катаклизм, чтобы исчезла вся техника, всё электричество и т.п. Тогда будет уже не до нашей музыки, пожалуй... Собственно, она и во вполне мирное время не то чтобы очень сильно кому-то нужна, а я тут беспокоюсь о временах тяжёлых... Хотя нужность музыки может меняться со временем - мы не знаем, насколько то, что мы делаем, может оказаться нужным/ненужным в будущем.

Мы, вообще, как-то малость отрезаны были от потока новостей последнее время. Но вот вчера вечером мне, наконец, удалось заставить работать только что купленный ТВ-тюнер, и сегодня мы-таки посмотрели новости... И, конечно, пребываем в шоке. Нет, конечно, я знал, что началась война, но как-то всё по-другому было. Говорили в первый день о том, что погибли 3 человека, потом было сообщение про 12 убитых наших миротворцев. А сегодня говорят, что 2000 погибших среди мирного населения, которых зверски убивают на улицах просто так... Потом выясняется, что есть потери среди мирного населения и с грузинской стороны, и там крутят такое же кино про зверски убивающую грузинское население Россию. А наши новости даже смеют заявлять, что это сами грузины убивают своё же население, чтобы потом свалить всё на Россию! На чьей стороне правда, разобраться невозможно, но очевидно, что происходит что-то неописуемо ужасное...
А я-то прокомментировать это никак не могу, разве что написать, что это ни в коем случае не должно привести к негативному отношению к грузинскому народу, для которого это ещё бОльшая трагедия, чем для нас. Но это вроде как и так очевидно, что ни им, ни нам не нужна эта дурацкая война.
А так моё дело вроде бы писать стихи, музыку и рассуждать обо всём этом, это я делать худо-бедно умею, но как-то во время войны делиться своими виршами... Но вот то, что хочется сказать о музыке всё же... Хотя для меня мой ближайший творческий путь, судя по всему, крепко-накрепко связан с электронной музыкой, нужно признать, что она крайне дорога и сложна и может возникать только в избыточно мирных условиях, когда, грубо говоря, некуда девать деньги. Электронная музыка никак не смогла бы поддержать Осетию в такой момент, даже если бы она с художественной точки зрения была бы на это способна (что маловероятно), потому что её невозможно было бы услышать - не на чем проиграть. В хорошей электронике сила в деталях, для этого нужна хорошая акустическая система. Которой, к слову, и у меня нет, поэтому по-настоящему качественная электроника у меня пока что получиться не может.
Получается, что путь прогресса и постоянного технического усложнения вроде бы хорош и логичен сам по себе, но кажется абсурдным в ситуации войны, когда все материальные ценности сгорают без следа. Что останется после 3-й мировой войны, если вообще что-то останется? Человеческий голос прежде всего. Главный музыкальный инструмент всегда и везде. Теряется только вместе с жизнью (или по причине тяжёлой травмы/инвалидности). А так он всегда с собой. Дальше идут самые простые инструменты, которые легки в изготовлении и уходе - ударные, деревянные/тростниковые флейты, простые струнные. Очевидно, что электроника окажется в таком списке на самом последнем месте, после органа и рояля. Хотя, с другой стороны, если возможно проиграть аудиозапись, она-таки прозвучит, а ноты ещё расшифровать надо... Вот, кстати, технически сложную музыку тоже мало кто может сыграть. А ещё у оркестровой музыки мало шансов на исполнение - слишком много нужно людей и инструментов. Музыка для одного/двух/трёх инструментов явно предпочтительнее.
Я, конечно, не призываю всех поголовно писать простую музыку из трёх нот для человеческого голоса и флейты, но... может, стоит об этом задуматься?..

Почему мы прощаем Баху бесконечную одинаковость его музыки? Почему терпим невзрачные и скучные речитативы? Отчего слушаем одноликие хоралы, пытаясь отыскать в них гармонию? Отчего не желаем видеть, что лютеранские хоралы хороши для богослужения, но в искусстве смотрятся как квадратные площади Ленина, одинаково забетонированные центры маленьких городов? Отчего не признаемся хотя бы себе, что тема "Искусства фуги", быть может, самая "никакая" тема в истории фуг, а сами фуги на эту тему лишь холодная игра холодного разума, пусть и блестящего? Конечно, это может служить царством пустоты, если мы ищем именно его... Почему не замечаем, что "риторические фигуры" и "общие места" синонимичны? Отчего не шарахаемся от пошлости интонаций в большинстве арий?

Почему мы ждём от современников всё время нового? Отчего говорим об авторе, что он исписался или зашёл в тупик, если он написал подряд три похожих друг на друга произведения? Отчего даже замыкание в одной стилистике кажется мне невыносимым? Почему хватаем автора за руку как вора за любую полуцитату из чужой музыки и ругаем за те же "общие места"? Отчего любая лирическая интонация кажется бесконечной ложью? Отчего мы не шарахаемся от пошлости интонаций Веберн-аккорда или хроматической гаммы? Отчего всё ещё допускаем, что можно быстро и весело колотить по клавишам или ударным, и это будет музыка?

14:25

Лилия

Когда-то лилия стояла
Над полустанками времен.
Теперь полынь. И нет причала
Для тех, кто лилией рожден.

Бесцельно мыкаясь по свету
Полями желтых хризантем
И собирая мед в газеты
И ладан в пепельницы тем,

Кто шел до нас и выйдет позже
По миру лилию искать,
Чтобы когда-нибудь, быть может,
Им тоже лилиями стать.

@темы: Стихи

Конечно, даже самые неуёмные восторги не стоят и секунды зрелища, что было сегодня явлено миру, но промолчать всё же невозможно. Думаю, я никогда не видел в жизни ничего подобного и, надеюсь, никогда не забуду этот почти детский восторг. Это было настолько красиво, настолько сногсшибательно, что как-то и пытаться об этом писать неловко. Мне кажется важным подчеркнуть, что ни один другой народ не смог бы сегодня сделать что-либо подобное. Это действительно то, чем весь Китай может по праву гордиться. Это не просто очередное открытие очередной Олимпиады, это огромное послание миру - что может быть вот так. Что, действительно, единый мир - одна мечта. Что может быть такой праздник, такие люди, такое совершенство, такое единство. Было ощущение, что действительно весь Китай работал ради этого праздника. Да, можно сколько угодно рассуждать о тоталитарном режиме, угнетении свободы и т.п., но когда страна делает миру такой подарок, думаешь о том, что, может, они полностью правы в своём пути. Такое невозможно сделать деньгами, это может только дух, единый дух единой страны... Какой не так давно и у нас был, да... И тогда мурашки бегут по коже, и привстаёшь, ахая и не веря своим глазам. И сколько было на церемонии искусства, полноценного, большого искусства! Чуть ли не впервые всё внимание на церемонии уделено именно сокровищам национальной культуры. От которых дух захватывает.
И ничего другого не остаётся, как с восхищением и трепетом поклониться китайскому народу за это великое действо. Это то, о чём мы будем рассказывать детям и внукам...

Надеюсь, что об этом, а не о войне в Грузии... Конечно, тяжело праздновать Олимпиаду в день начала войны...

Не сверлите утром, утром не сверлите!
Днём, вообще-то, тоже лучше не сверлите.
Лучше бы, конечно, вовсе не сверлите.
Берегите ближних, ближних берегите!


P.S.: и молотком лучше бы тоже не стучать. хотя бы не в 9 утра.

Мы пугаемся дыры в бесконечность в собственном брюхе и пытаемся заковать себя в какие-то рамки - определить, что вот я такой, а не иной, что я придерживаюсь этого мнения, люблю такую еду и такую музыку, что у меня вот такой вот характер и повадки, такое место в обществе, тем самым обкрадывая себя и лишая дарованной изначально свободы.

11:55

Ничего не меняется и ничего не изменится.

20:30

сон

сегодня снились приговские милицанеры - стройные и героические

20:59

какие-то цветы всё нынче пошли... распущенные!

:)

Вот вы меня спросите: "Неужели Вам не приятно слушать музыку?". Скорее не приятно, а страшно. Человек слишком ничтожен рядом с музыкой. Когда-то kontrakadenz говорил мне, что музыки нет, музыки не существует. Кажется, я только сейчас начинаю понимать, о чём это он. Это даёт очень большую свободу. Если думать, что музыка есть, пытаешься СДЕЛАТЬ музыку. Когда понимаешь, что её нет, начинаешь тосковать о ней вслух, что гораздо честнее и естественнее, чем пытаться изловить её сачком или решетом. И главное, это единственный способ добраться до музыки, которой нет. Сама тоска по Богу уже является свидетельством о Нём. "Ты не искал бы Меня, если бы уже не нашел Меня, и ты не нашел бы Меня, если бы прежде Я не нашел тебя". (Паскаль) Если же мы просто придумаем, как Он должен выглядеть, и нарисуем, сделаем Его, что и кому это даст? Дети не любят пустышки...
Музыкальных потребителей, которые говорят "СДЕЛАЙТЕ мне красиво, не понимают, что музыки нет, из-за чего тоскуют о ней в одиночестве, тогда как композитор для того и есть, чтобы разделить эту тоску. А общая тоска, как и общая молитва, сильнее и может проникнуть в суть вещей, соединиться с тем, к кому обращена.

@музыка: которой нет