Стихи, написанные по дороге от дома до метро, прямо на ходу, когда я спешил на урок, а в ушах у меня на полную играл Наутилус, а в лицо дул теплый майский ветер :):):)



Выйти и задохнуться от нежности этой весны, совершить вдохновение ласки воздуха, золотом волос подражая одуванчикам (на которые я сегодня жаловался, что они никак не показывают свои головки солнцу), поглаживая листья фиалками вытянутых пальцев, распугивая голубей нелепостью своего счастливого вида, выйти и задохнуться весной, которая всё.


@музыка: Наутилус, только Наутилус. "Наугад"

@настроение: Ууууу

Ты понимаешь, что живешь в 21 веке, когда:

1. По ошибке, ты набираешь свой пароль системного доступа на микроволновке.

2. С того момента, когда ты последний раз вживую сыграл в шахматы, прошли годы.

3. У тебя есть 15 вариантов связаться со своей семьей, которая состоит из 3 человек.

4. На работе ты оправляешь e-mail своему коллеге, который находится в соседнем бюро.

5. Твои взаимоотношения с твоими друзьями или семьей зашли в тупик, ведь у них нет адреса электронной почты.

6. Ты набираешь ноль на своем домашнем телефоне, чтобы получить городскую линию.

7. Все телерекламы внизу экрана сообщают адрес Интернет-сайта.

8. Ты впадаешь в состояние паники, если выходишь из дома без мобильного телефона.

10. Первая вещь, которую ты делаешь, проснувшись с утра – соединяешься с Интернет.

11. Ты склоняешь голову на бок, чтобы улыбнуться :)

12. Сейчас ты читаешь этот текст, ты с ним согласен и улыбаешься.

13. Что еще хуже, так это то, что ты уже знаешь, кому ты перешлешь это сообщение.

14. Ты слишком увлечен, чтобы заметить, что номер 9 в этом списке отсутствует.

15. Секунду назад, ты убедился, что номера девять действительно нет.



А сейчас у тебя на лице улыбка. Ну, тогда, вперед ? отправляй этот тест своим друзьям. Ты же так хочешь этого!!!

00:22

Шнитке

Не буду изобретать велосипед и просто процитирую слово в слово запись от 21 апреля 2003 года из реального, бумажного дневника.

"Послушал Concerto grosso №2 Шнитке. Шок. Возможно, Шнитке - самый великий композитор XX века. Посланец из другого мира. Если смертный мог написать такую музыку, и он уже умер, то живём ли мы? Эта музыка откуда-то из глубины Вселенной, она не принадлежит Земле.

Мы не можем существовать, когда на Земле уже существует такая музыка. Мы лишь тени прошлого, случайно забытые на этой планете. И планеты уже нет, это лишь её обложка. Мы лишь микробы в чьём-нибудь теле.

Мы никогда не умрём, потому что не рождались.

Смертный написал музыку Вечности.

Снимем же шляпы".

Ну прямо настоящий праздник! Нам ещё покажут целых 2 иранских фильма!!

Итак, 16 мая, 22:35 - "Яблоко" (Иран - Франция, 1998)

17 мая, 22:40 - "Тишина" (Иран - Таджикистан (!) - Франция, 1998)



Это я буду писать на видео в обязательном порядке. Иранское кино - это надо видеть.

Да, канал, естественно, "Культура".

Наконец-то покажут!!! Я уж думал, никогда этого не случится!! "Заводной апельсин" Стэнли Кубрика, просто-таки фильм-легенда, которого я никогда не видел! Боюсь разочароваться... Но блииин, как давно я ждал этого! Разумеется, начинается фильм в 1:40, а кончается вообще в 6 утра, просто уржаться. Но технический прогресс не стоит на месте, и любой киноман давным-давно вооружён видеомагнитофоном :) Канал - НТВ.

Кстати, в тот же день (22 мая) состоится телепремьера фильма "Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов". Много негатива слышал я о нём, но сам я фильм этот просто превозношу, ибо это самый зрелищный фильм, который я когда-либо видел. Когда ты чувствуешь, как твоя челюсть самопроизвольно отвисает и упорно не хочет возвращаться в нормальное положение, глаза просто выпучены на экран, а из груди рвётся крик: "НЕ МОЖЕТ ЭТОГО БЫТЬ!", это называется кайф. Именно поэтому я уже неделю назад купил билет в "Пушкинский" на 3-й эпизод. Хотел на премьеру, но туда, увы, билетов вообще не продают. Только для избранной публики. А я на следующий день пойду, 19-го. Считаю дни. Я 3 года уже этого жду... А телепремьере удивляться не приходится, точно так же было с 1-м эпизодом - его показали аккурат к кинопремьере 2-го. Тогда это был РТР, теперь 1-й канал. 21:45.

Углядел у Vally, передаю из рук в руки. Рекомендую ввести туда, например, свой дневник и посмотреть результат )



http://www.rwr.ru/exploder/

Сегодня шёл по улице и размышлял о том, где и какие звуки я собираюсь "ловить". Я шёл и слушал, пытаясь услышать всё, что звучит. Ай как это интересно! Но писать практически нечего: сплошной шум моторов. Проходят люди - разговоры. Шаги. Скрипы, от тех же машин. Скрипы - это уже интереснее, но их можно и без машин понаделать. Прошуршала газета - ну, это, наверное, могло бы и пригодиться, только бегать в толпе за газетой с диктофоном, как минимум, неудобно. Стало быть, одного диктофона-то мало, нужно прежде всего знать, что писать и где писать. Спонтанность и случайность как принцип, может быть, и возможны, но всё же в правильно выбранном месте. Ну, например, в зоопарке можно массу звуков интетесных записать :) Лес? А что там? Птицы, шум леса, насекомые изредка. Замечательно, но предсказуемо и предельно узнаваемо... В общем, какие звуки и где брать - вопрос весьма непростой. А ведь есть ещё один момент - нельзя предсказать, когда какой где звук появится, если мы его не создаём специально, а хотим "поймать". Охотник за звуками - это отнюдь не бездельник и неуч, это своего рода профессия со своими секретами мастерства. Что ж, будем пытаться научиться...

Ввиду того что у нас почти нет документов о первых годах жизни Кнехта в школе элиты, мы процитируем здесь запись одной из его лекций об Игре в бисер, прочитанной, разумеется, много позднее. К сожалению, собственных записей Кнехта к этим лекциям, прочитанным перед начинающими любителями Игры, не существует; их застенографировал один из учеников Магистра по его свободной импровизации. Кнехт говорит в этом месте об аналогиях и ассоциациях в Игре и различает среди последних "узаконенные", то есть общепонятные, и "частные", или же субъективные ассоциации. "Чтобы привести вам пример этих частных ассоциаций, -- говорит он, -- вовсе не теряющих для частного лица своего значения оттого, что они категорически запрещены в Игре, я расскажу вам об одной такой ассоциации, возникшей у меня самого, когда я еще ходил в школу. Мне было тогда лет четырнадцать, и произошло это ранней весной, в феврале или марте. Однажды после полудня товарищ позвал меня пойти с ним нарезать веток бузины -- он хотел сделать из них трубки для маленькой водяной мельницы. Итак, мы отправились, и, должно быть, выдался особенно хороший день, или у меня на душе было как-то особенно хорошо, ибо день этот запечатлелся в моей памяти, являй собой небольшое, однако важное событие. Снег уже сошел, поля стояли влажные, вдоль ручьев и канав кое-где уже пробивалась зелень, лопающиеся почки и первые сережки на голых кустах окутали все в зеленоватую дымку, воздух был напоен всевозможными запахами, запахом самой жизни, полным противоречий: пахло сырой землей, прелым листом и молодыми побегами, казалось, вот-вот услышишь и запах фиалок, хотя для фиалок было еще рановато. Мы подошли к кустам бузины, усыпанным крохотными почками, листики еще не проклюнулись, а когда я срезал ветку, мне в нос ударил горьковато-сладкий резкий запах. Казалось, он вобрал в себя, слил воедино и во много раз усилил все другие запахи весны. Я был ошеломлен, я нюхал нож, руку, ветку... Это был запах сока бузины, неудержимо распространявшийся вокруг. Мы не произнесли ни слова, однако мой товарищ долго и задумчиво смотрел на ветку и несколько раз подносил ее к носу: стало быть, и ему о чем-то говорил этот запах. У каждого подлинного события, рождающего наши переживания, есть свое волшебство а в данном случае мое переживание заключалось в том, что когда мы шагали по чавкающим лугам, когда я вдыхал запахи сырой земли и липких почек, наступившая весна обрушилась на меня и наполнила счастьем, а теперь это сконцентрировалось, обрело силу волшебства в фортиссимо запаха бузины, став чувственным символом. Даже если бы тогдашнее мое маленькое приключение, переживания мои на этом бы и завершились, запаха бузины я никогда не мог бы забыть; скорее всего, каждая новая встреча с ним до последних дней моих будила бы во мне воспоминания о той первой встрече, когда я впервые сознательно пережил этот запах. Но тут прибавилось еще кое-что. Примерно в то же самое время я увидел у своего учителя музыки старую нотную тетрадь с песнями Франца Шуберта, которая чрезвычайно меня заинтересовала. Как-то, дожидаясь начала урока, я перелистывал ее, и в ответ на мою просьбу учитель разрешил мне взять на несколько дней ноты. В часы досуга я испытывал блаженство первооткрывателя, ибо до этого никогда еще не слыхал Шуберта, и теперь был всецело им захвачен. И вот, то ли в день нашего похода за бузиной, то ли на следующий, я вдруг натолкнулся на "Весенние надежды" Шуберта. Первые же аккорды аккомпанемента ошеломили меня радостью узнавания: они словно пахли, как пахла срезанная ветка бузины, так же горьковато-сладко, так же сильно и всепобеждающе, как сама ранняя весна! С этого часа для меня ассоциация -- ранняя весна -- запах бузины -- шубертовский аккорд -- есть величина постоянная и абсолютно достоверная, стоит мне взять тот аккорд, как я немедленно и непременно слышу терпкий запах бузины, а то и другое означает для меня раннюю весну. В этой частной ассоциации я обрел. нечто прекрасное, чего я ни за какие блага не отдам.

Однако сама ассоциация, непременная вспышка двух чувственных переживаний при мысли "ранняя весна" -- это мое частное дело. Разумеется, я могу рассказать об этом другим, как рассказал только что вам. Но передать ее вам я не в силах. Я могу объяснить вам, растолковать, какая возникает у меня ассоциация, но я не в силах сделать так, чтобы моя частная ассоциация вызвала хотя бы у одного из вас точно такую же, стала своего рода механизмом, который бы по вашему вызову срабатывал абсолютно так же и всегда одинаково".



Г.Гессе, "Игра в бисер"

Сердечно поздравляю всех с этим великим праздником. Сегодня ездили к дедушке праздновать (ему в этом году 80 будет). Отметили праздник хорошо, мне и концерт понравился, и салют. Очень, по-моему, хорошо и масштабно всё было организовано. Всё-таки мы ещё помним тех, благодаря кому сейчас живём.

Вчера впервые был на свадьбе, да не просто так, а в качестве свидетеля! Если б знал, как это можно описать, описал бы. Столько впечатлений... Пара просто восхитительная! А когда Алёша, молодой муж, позвал меня в свидетели, я был очень приятно удивлён. Мы были в дружеских отношениях, но нельзя сказать, что в таких близких. Теперь они, думаю, станут ближе :) Хорошо приобретать друзей. Было всё по высшему разряду, и в лимузине наездились, и стол был огромный, и обстановка чудесная. И Лёша, и Варя (молодая жена) музыканты, поэтому они даже концерт небольшой устроили - это на собственной-то свадьбе! Вот это я понимаю музыканты, всем своим существом. А нас, свидетелей, в ЗАГСе вдруг оператор затащил в отдельную комнатку и потребовал пожелания сказать молодоженам в камеру - мы так растерялись! :) А расписываться нам не пришлось, мы стояли как дураки с паспортами в руках, а они так и не потребовались )) Под конец я тоже что-то поиграл своё, всем понравилось, как ни странно. Ой, да не знаю, что рассказывать, одни эмоции... Настоящий праздник. Завтра ещё один настоящий праздник будет, поедем к дедушке, ветерану войны, отмечать. С наступающим всех!

По-моему, так оно симпатичнее :)

"Старик ласково взглянул на него.

-- Наверно, это и есть твой путь, Иозеф. Ты знаешь, что не все согласны с Игрой. Говорят, что она просто заменитель искусств, а игроки просто беллетристы, что их нельзя считать людьми по-настоящему духовными, что они всего-навсего свободно фантазирующие художники-дилетанты. Ты увидишь, что тут соответствует истине. Может быть, по своим представлениям об Игре ты ждешь от нее большего, чем она даст тебе, а может быть, и наоборот. То, что Игра сопряжена с опасностями, несомненно. Потому-то мы и любим ее, в безопасный путь посылают только слабых. Но никогда не забывай того, что я столько раз говорил тебе: наше назначение -- правильно понять противоположности, то есть сперва как противоположности, а потом как полюсы некоего единства. Так же обстоит дело и с игрой в бисер. Художнические натуры влюблены в эту игру, потому что в ней можно фантазировать; строгие специалисты презирают ее -- да и многие музыканты тоже, -- потому что у нее нет той степени строгости в самом предмете, какой могут достигнуть отдельные науки. Что ж, ты узнаешь эти противоположности и со временем обнаружишь, что это противоположности субъектов, а не объектов, что, например, фантазирующий художник избегает чистой математики или логики не потому, что что-то знает о ней и мог бы сказать, а потому, что инстинктивно склоняется в какую-то другую сторону. По таким инстинктивным и сильным склонностям и антипатиям ты можешь безошибочно распознать душу мелкую. На самом деле, то есть в большой душе и высоком уме, этих страстей нет. Каждый из нас лишь человек, лишь попытка, лишь нечто куда-то движущееся. Но двигаться он должен туда, где находится совершенство, он должен стремиться к центру, а не к периферии. Запомни: можно быть строгим логиком или грамматиком и при этом быть полным фантазии и музыки. Можно быть музыкантом или заниматься игрой в бисер и при этом проявлять величайшую преданность закону и порядку. Человек, которого мы имеем в виду и который нам нужен, стать которым -- наша цель, мог бы в любой день сменить свою науку или свое искусство на любые другие, у него в игре в бисер засверкала бы самая кристальная логика, а в грамматике -- самая творческая фантазия. Такими и надо нам быть, надо, чтобы нас можно было в любой час поставить на другой пост и это не вызывало бы у нас ни сопротивления, ни смущения.

-- Пожалуй, я понял, -- сказал Кнехт. -- Но разве те, кому свойственны такие сильные пристрастия и антипатии, не обладают просто более страстной натурой, а другие просто более спокойной и мягкой?

-- Кажется, что это так, но это не так, -- засмеялся мастер. -- Чтобы все уметь и всему отдать должное, нужен, конечно, не недостаток душевной силы, увлеченности и тепла, а избыток. То, что ты называешь страстью, -- это не сила Души, а трение между душой и внешним миром. Там, где царит страстность, нет избыточной силы желания и стремления, просто сила эта направлена на какую-то обособленную и неверную цель, отсюда напряженность и духота в атмосфере. Кто направляет высшую силу желания в центр, к истинному бытию, к совершенству, тот кажется более спокойным, чем человек страстный, потому что пламя его горения не всегда видно, потому что он, например, не кричит и не размахивает руками при диспуте. Но я говорю тебе: он должен пылать и гореть!"

Г. Гессе, "Игра в бисер"

Внезапно пропали почти все мои письма. Сейчас пытаюсь реанимировать их. В связи с этим предостерегаю всех от использования означенного почтового клиента, во всех прочих отношениях гениального.

21:12

Слово

Перечитываю "Игру в бисер" Гессе. Неторопливо, вдумчиво. Не помню, когда в последний раз вообще перечитывал что-либо. Много чего я могу о ней сказать, но счас хочу сразу о главном сказать. Боюсь испортить впечатление не читавшим, выдав то слово, которым скрепляется всё произведение. Хотя оно лежит на поверхности с самого начала, ко мне только на самой последней странице, как будто в результате тончайшего расчёта, пришло осознание, что вся книга вмещается в одно слово. Если нечитавшие боятся узнать его заранее и испортить себе удовольствие открытия, да не открывают они коммент и не читают дальше. Но только с условием, что тут же схватят "Игру в бисер" и прочитают от корки до корки :)

Лоскутная музыка, как она мне видится, поощряет случайность. Если в запись какого-то инструментального отрывка вмешиваются какие-то посторонние звуки - тем лучше, это и есть искомое соотношение зафиксированности и свободы, запланированности и случайности.

У вас никогда не было ощущения тяжести собственной личности? У меня очень часто это. Меня так много, и некуда этого меня девать... Может, и правда дзен-буддизм изучить, научиться не думать хоть немного? Я постоянно теряю в себе дорогу, я не знаю, куда мне во мне податься... И давит, давит, давит почти физически.

Вчера-сегодня написал такие стихи, что теперь сам себя боюсь - не сошёл ли я с ума? Стихи настолько странные и мрачно-жуткие, что мне не по себе, у меня к ним и повода-то никакого нет, разве что усталость и недосып. Судите сами:

Двустишие

Боль в глазах у ёлочной игрушки
от незащищённости стекла.


А пришла тишина

Кровью полон мой рот.
Всё случилось наоборот.
Я не знал, я думал - весна,
А пришла тишина.

Я не вижу гаснущих звёзд.
Я не знаю незапертых гнёзд.

Имя твоё сберегу,
Вспомню на том берегу.


Вроде чушь какая-то, а меня аж пробирает. Бред... А третье вообще не буду тут выкладывать, а то сразу в Кащенко заберут. Можете полюбоваться на птицу-Офелию вот тут: http://www.stihi.ru/poems/2005/05/03-1491.html
Бррр...

@темы: Стихи

Мне кажется, новые отношения человека со звуком идеально характеризует следующий пример. В "Delirium cordia" Майка Пэттона (скоро я напишу подробный анализ этого шедевра) есть одно место, где на рояле повторяется простейший мотив из двух соседних нот (до - ре-бемоль). Долгое время я слышал просто две ноты на рояле. Но потом я услышал, что звучит на самом деле: после взятия второй ноты (ре-бемоль) первая (до) не просто остаётся звучать (как это происходит на простой рояльной педали), она "обплывает" вторую ноту, доплывает аж до ноты ре, после чего плавно "вплывает" в звучащий ре-бемоль. Таким образом, мы имеем ещё целый мотив. Это никак нельзя сыграть на рояле, это то самое, что принёс в музыку технический прогресс. И это гениально...

Сегодня сделал крупное открытие. Совершенно неожиданно (как это всегда бывает) мне в голову пришла, как мне кажется, совершенно гениальная идея. Возможно, она во многом определит моё будущее. Рассказываю. Вчера мы с одной моей подругой Олей (будущим великим кинорежиссёром) монтировали фильм, скоро продолжим. Так вот, я вдруг понял, что музыку можно писать в точности так же, как снимать фильм. Когда-то я много задумывался о том, где начинается искусство, откуда оно берётся, из чего делается. И пришёл к выводу, что искусство делается из всего-чего-угодно и возникает буквально на пустом месте. Из любых кадров можно сделать киноискусство. Вот движется какая-то ткань, вот ребёнок тянет ручки, вот сидит человек у окна, вот идёт снег, вот человек едет куда-то. Всему этому можно придать нужное направление, нужно лишь видеть конечный результат. Да и то необязательно, фильм может сам по себе давать результат, спонтанно.

Как делают фильм? Берут камеру и снимают какие-то эпизоды, потом из них монтируют. Накладывают какие-то звуки, музыку, эффекты, если нужно. С кадрами ведь всё что угодно делать можно.

Теперь мы берём в руки диктофон и используем его точно так же, как режиссер/оператор испольуют камеру. Ходим по улице, записываем понравившиеся звуки. Приходим к другу-исполнителю домой, просим сыграть/спеть что-то. Записываем, быть может, какую-то речь. Создаём звуки на компьютере. Это наш материал. Потом мы его монтируем, обрабатываем, накладываем друг на друга. Результат - музыка.

Кажется, я не говорю ничего нового. Уже давным-давно существует электронная музыка, конкретная музыка, акусматика и пр. Возможно, это открытие является открытием только для меня. Однако я никогда не слышал ничего подобного. Помню, нам показывали что-то из акусматики - пролетающий самолет, слушаемый из кувшина в саду. И я спрашивал - где здесь музыка, где здесь автор? Музыкальные направления кажутся мне ограниченными в какой-то своей области. Если это конкретная музыка, значит, мы берём конкретные звуки из окружающей среды. Если это электронная музыка, значит, мы делаем звуки на компьютере. Здесь же может быть всё что угодно. Я могу взять какой-нибудь свой романс и поместить его в иные акустические условия, что-то будет происходить одновременно с ним, до него, после него. Я могу комбинировать что угодно с чем угодно.

Кроме того, такая техника избавляет от проблем с исполнением, ибо создается автором в готовом виде и не может быть исполнена в принципе, существует только в записи. Все лоскутки "нормальной" музыки я записываю с каждым исполнителем отдельно, просто приходя к друзьям попить чаю, между прочим. Мы можем сделать много дублей и добиться идеального звучания, совсем как в кино. По сути, таким способом можно создать, условно говоря, "низкобюджетные симфонии", т.е. масштабные сочинения с большим количеством средств и глубоким содержанием, которые не требуют собрать целый оркестр и арендовать зал, они уже есть в готовом виде, их могут услышать все желающие в любой момент.

Итак, новой идеей здесь я считаю в первую очередь осмысление композитора как "ловца звуков", эдакого пилигрима, идущего по свету с коробочкой для звуков, которую он потом хорошенько встряхивает и рождает звуковые полотна неслыханной силы. Для меня это полный переворот в сознании, от черных точек на нотном стане до делания музыки из всего, что только есть вокруг нас звукового. Ещё недавно я придерживался идеи о том, что технический прогресс есть зло, ведущее человечество к гибели. Пожалуй, этот взгляд мне давно пора пересмотреть :)

Эта техника сочетает четкую зафиксированность с абсолютной, ничем не ограниченной свободой.

Эта техника в сочетании с кино может давать совершенно фантастический результат, ибо плоть от плоти его. Во всех фильмах, которые мне доводилось видеть, музыка существует в той или иной мере как саундтрек, т.е. как некая отдельно существующая субстанция. Здесь же можно сделать так, что каждый звук, что есть в фильме, будет одновременно частью музыкальной композиции, более того, все звуки фильма будут музыкой. Мне даже страшно это себе вообразить, это будет настоящий прорыв.

К этой технике ведут многие мои увлечения. Это и кинематограф, и "Игра в бисер" Гессе, и Mike Patton (он, может быть, в первую очередь). Patton вообще сделал огромную работу по раскрепощению моего музыкального сознания. Я-то раньше думал, что знаю, что такое музыка. :)

Одним словом, сегодня я сделал первый шаг к музыке будущего, полностью отражающей современность, абсолютно свободной от любых ограничений, сочетающей в себе всё звуковое пространство, открывающей новые возможности синтеза искусств. (ну, надо же немного пафоса в конце :))

Вместо того, чтобы дело делать, я всё время только мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер, мечу бисер... Всё, отныне бисеру меч.