Любая игра разума - всего лишь игра. Она прекрасна до тех пор, пока мы понимаем, что это игра.
Искусство притягивает своей бесконечностью. Допустим, можно бесконечно слушать музыку барокко, и она вроде бы всё время разная, а в то же время всё время слушаешь одно и то же. А можно и в одну картину всматриваться бесконечно долго. И ни про одно произведение искусства, независимо от его качеств, нельзя сказать, что понял его целиком, вычерпал его до конца. Да и, собственно, про что вообще можно такое сказать?..
Был этим летом в Петербурге у меня с schana один джем-сейшн, и вот хочется, наконец, поделиться с вами некоторыми его записями. Весь звук, в том числе мои клавиши, шёл в один единственный дешёвый микрофон, так что с качеством были некоторые проблемы, и мне пришлось немало поколдовать с реверберациями, эквалайзером, компрессором и даже Saturator c waveshaping, чтобы добиться хотя бы такого звучания, так что не обессудьте. Если есть какие-то пожелания и рекомендации по улучшению звука, высказывайте Битрейт, соответственно, достаточно большой для ogg (160 кбит), чтобы усилия мои не пропали.
Первая запись - быть может, самая интересная. Мы долго подключали всякие провода, располагались, пробовали различные микрофоны, подключались к колонкам (чтобы меня было слышно другим) и т.п., и вот, наконец, всё вроде бы готово, и становится ясно, что надо, наконец, что-то играть. Хотя бы чтобы проверить, работает вообще техника или как. Ну я и говорю, давай, дескать, что-нибудь да сыграем. И начинаю какие-то нотки перебирать на клавиатуре. И вдруг...
Вторая запись - более обычная, с непопаданием в ритм в самом начале, но зато вполне гармоничным и цельным всем остальным. Быть может, больше других претендует на гордое звание законченной композиции.
Третья запись - над ней пришлось колдовать больше всего, дабы сделать слышным вокал. Пожалуй, моя любимая, очень мне здесь мелодия нравится. :*) жалко только, что в начале кто-то болтал по телефону и мешал.
Последняя запись - самая длинная, отчего пришлось её выкладывать на другой сервер, где, кажется, нужно секунд 30 ждать появления ссылки. Весит почти 20 мегабайт. Тут интересная история - собственно "музыка" в этой записи появляется не сразу, а постепенно, но проследить, где это ещё не "музыка", а где уже "музыка", не представляется возможным. Это постепенное проявление "музыки" из небытия воспринимается мною как настоящее чудо. Ради которого можно и 20 мб скачать Музыка медленная и местами минималистичная, с погружением в некое не поддающееся словесному описанию состояние. Эта импровизация, собственно, и была тогда заключительной, последней. Быть может, поэтому она скорее медитативная, чем энергичная - музыканты устали и погрузились в нирвану
Сегодня я начал читать 3-ю книгу Кастанеды и вновь погрузился в мир чудес. Помимо того, что я, смотря Оком на окружающий мир, очень многое вспомнил из той музыки, что мне нужно написать, я счас по дороге домой, практикуя в очередной раз безмыслие, заметил интересную вещь. В принципе, я ещё с самого начала писал, что немного смешно расставляю руки при безмыслии. Думаю, это похоже на крылья пингвина, когда тот куда-то быстро идёт. Немного в стороны и чуть назад. Сегодня же заметил, что ещё лучше повернуть их ладонями вперёд, тогда они и сами получаются чуть вперёд. И там, впереди... как будто что-то есть. У меня было достаточно чёткое ощущение огромного тёплого шара впереди меня, как будто я несу в руках солнце. И его очень приятно гладить. Пелевин, правда, сказал бы, что это шар навоза, но всё же энергетически это явно что-то другое. Хотя, конечно, кто их знает, эти невидимые шары И этот шар придавал мне какую-то ни с чем не сравнимую уверенность в себе, граничащую с безрассудством. Т.е. казалось, что пока у меня в руках этот шар, со мной вообще ничего не может случится. Да и правда, как может что-то случиться, если этот шар - весь мир.
Постепенно начинаю понимать, насколько важны нюансы звукозаписи в том случае, когда музыка существует в виде звукозаписи. Вот, допустим, выкладывал я последнюю бабочку 03.12.07. Нормализовал по привычке до максимальной громкости. А это слишком громко, оно тихо должно звучать - и всё, музыки нет. Или вот вокал там у меня ужасный, тоже всё убивает, надо было бы его перезаписать, притушить, а то и вовсе убрать. А сама по себе музыка неплохая... Я вот послушал вчера Lamento и Блаженства А.А.Кнайфеля. Он там даже специально написал, что запись для слушания в наушниках, и я слушал именно в наушниках. Боже, какая это запись и какая музыка... Я вот до того, наверное, и не знал, насколько сильной может быть музыка именно в звукозаписи, когда её записывают не просто так, а с душой и знанием дела. Он говорил, что они очень долго это писали, то ли 62 часа, то ли и того больше, точно уже не помню... И это очень слышно! Музыка дышит, музыка живёт прямо в наушниках, это чудо какое-то... А про саму музыку я вообще молчу, это запредельное... И ведь он мне говорил, кстати - ну что же сэмплы так режут уши, ну поставили бы хоть реверберацию какую-нибудь. А я всё думал про себя, дескать, ну что за снобизм, надо же суть слушать, а не эти несущественные технические детали. И счас переслушиваю свои бабочки... Большей частью они просто скучные, но там, где музыка вроде бы цепляет, подводят то сэмплы эти дурацкие, то реверберация, то стереопанорамирование, то ещё что-нибудь - всё звучит недостаточно. Да и ведь что такое бабочки? Невнимательность, поспешность, порыв, возведённые в принцип и идею... Очередной раз у меня ощущение, что эта идея себя изжила. Нет, можно по-прежнему рождать какие-то мимолётные образы и быстро, и импровизацией... Но не выкладывать их сразу, подождать. Пусть утро наступит, пусть дни пройдут. Пусть я смогу убедиться, что звучит так, как должно звучать, что это стоит того, чтобы звучать. Пусть хотя бы то, что в них есть, будет воплощено, а не брошено на полпути. А то это немного на какой-то домашний утреник смахивает... С другой стороны, этим, конечно, достигается изобилие, ибо всё же это делание, продакшн, так сказать, какое-никакое, а воплощение. А если нужно будет доводить до какого-то идеала, то большинство бабочек не увидели бы свет, ибо идеал далёк и недостижим, разочаровываюсь я в своей музыке достаточно быстро и т.д. И лежали бы они в чулане. Но, с другой стороны, может, и слава Богу? Кому и зачем нужно такое количество сырой полу-музыки?..
Кстати, на удивление качественная экранизация "Преступления и наказания" идёт нынче по вечерам по 1 каналу, рекомендую. Композитор и продюссер мой любимый Андрей Сигле, кстати. Музыка там, правда, так себе, но всё же достаточно качественная.
В стране, где можно лишь кричать, Он тихо песню пел, В стране, где можно лишь молчать, Он людям сердце грел, В стране, где можно лишь дрожать, Стоял он, как утёс, В стране, где нужно умирать Без звуков и без слёз, Он не желал иной судьбы И не искал чинов, Ему давались без борьбы Мечты из детских снов, Они ложились на слова И обретали кров, И вот мечта уже жива, И ей не нужно слов.
Эта бабочка путает цветы с облаками, но вроде бы ей это не мешает. Одно крыло у неё фортепианное, другое электронное, а в центре... фрагменты православной молитвы. Не всё получилось так, как хотелось, но правило, что каждая бабочка, раз уж она случилась, должна быть выложена, нарушать не буду.
А вот меня с самого детства мучает вопрос: отчего девочки, когда их собирается в одном месте больше одной, всё время хихикают? Я всю школу думал, что они вообще ничего другого делать не умеют, низший вид, что с них взять.
попробую сказать то же самое без мата и без грязи. просто для меня это как будто стало уже нормой - не думать об этике, о доброте, о любви, о том, что несёт в себе то или иное явление. когда речь идёт о музыке, я анализирую структуру, метод, систему, качество сборки. эмоциональное воздействие, конечно, то же, но это не то же самое, что... музыка может нести в себе негативное, может настраивать на дурные поступки, притягивать злые силы, переманивать на, так сказать, тёмную сторону силы. и вот об этой стороне музыки, самой главной, говорить неприлично! и смешно. мальчик играет в джедая или какого-нибудь Белого Рыцаря Ордена Света - вот и всё, что об этом можно сказать. и стыжусь, стыжусь говорить об этом... что вот бывает и музыка, после которой хочется помолиться, хочется сказать добрые слова ближнему, хочется сделать что-то хорошее... но эта музыка может быть невыстроена по форме, старомодна, нелепа, стало быть, как же можно такой восхищаться, ну что ты, ну подумай, ну это же третьесортная музыка, это же дилетантизм чистый, что ты тут нашёл, в контексте истории это вообще ничто... да и не в муз. образовании дело, конечно... просто когда я слушаю музыку, любую музыку, я слушаю то, насколько мне это интересно, насколько увлекает, насколько удивляет, но не слушаю, что при этом в душе-то делается... и когда после музыки вдруг откуда-то возникает агрессия, или апатия, или желание плюнуть на всё и на всех, я это никак не связываю с музыкой. вот где катастрофа, вот где ложь самому себе, вот где удар ниже пояса...
много мата и грязиэта страшная машина по переработке людей в свиной фарш
Паутиной лжи опутана Земля. Кто-то слушает металл, кто-то любит тополя, Кто-то думает "апрель", кто-то думает "ебля", И все Я равны, жизнь для в эквиваленте рубля.
Конечно, моё мнение не больше, чем твоё, Конечно, сожаление не стоит ничего, Мы лжём даже себе, что все деяния равны, Очередную кровь смывая с кафеля стены.
Но даже самый лучший death не стоит капли слабой life. Энергетически не равны просветление и кайф. А мир спасёт, конечно, красота, да, но прежде говнотолерантность не оставит и следа, камня на камне, расщелинки, даже путеводной нити, и как тогда спасёте его, как схраните...
главное, мы так привыкли к тому, что все лгут, в том числе и мы сами, что как-то говорить о морали, христианских ценностях, о том, что искусство несёт, несёт, несёт (и 1000 раз повторю) в себе ту или иную систему ценностей, идеалов, ту или иную энергию, говорить об этом всём кажется уже чем-то неприличным. ну как можно. людей так много, и все такие разные, а ты тут будешь выёбываться со своими вечными ценностями. никакие они не вечные, и существуют они только в твоей голове, поэтому заткнись, пока кто-нибудь не обиделся, не дай Боже. городишь тут хуйню какую-то. все же знают, что искусство свободно от этики и морали, что нет никаких энергий и тем более, гыгы, души, а есть лишь винтики абстрактных систем, не имеющие к совести, духу и прочим метафизикам никакого отношения. что каждый воспринимает искусство по-своему, поэтому что русскому хорошо, то немцу смерть, и наоборот. и вроде всё так правильно и с такой любовью к ближнему... сколько же лжи, сколько, сколько... и я счас говорю, а всё лгу, ибо за столько лет лжи губы разучились говорить правду... а в результате слушаем, слушаем по-настоящему, катастрофически жуткие звуки, травмирующие уши и мозг, которые невозможно даже освистать, ибо что есть глотка человека по сравнению с мощью машины... это как бы рецензия на сегодняшний концерт электроакустики, гм. прошу не принимать это никому на свой личный счёт. хотя бы потому, что мои электронные эксперименты в этом смысле то же говно, только в гораздо большей степени (ибо к тому же хуже сделаны). но только не надо говорить, что просто вкусы разные. не бывает просто вкусов... самое смешное, что завтра наступит похмелье (хотя я не пил ни капли спиртного), и я пойду дальше выпиливать своё электронное гранулярное счастье... ну да, конечно, куда ж мы денемся, надо же воплощаться свои таланты, а то ещё боженька обидится, что так щедро нас одарил, а мы не пользуемся, не рычим в микрофон, не катаем карандаши...
При всём при том при всём при том при всём при том при этом... Есть вещи необъяснимые. Можно, конечно, сказать, что это просто исключения, подтверждающие правила, но, подозреваю, дело сложнее. Со мной это было всего два раза, но оба раза это было сильнейшее впечатление, не сравнимое ни с чем, даже с шедеврами искусства прошлого. Один раз это было в Эрмитаже. Бродя в окружении великолепных картин, насмотревшись на Рафаэля, Леонардо, Гирландайо и пр., поднимаюсь я на 3 этаж... а там "Чёрный квадрат" Малевича. И вроде бы даже собирался я сказать привычное "гы-гы" и пойти дальше (как делают большинство людей возле этой картины), но отчего-то язык присох к нёбу. Я простоял в оцепенении минут, наверное, 30 и унёс это в сердце как самое сильное впечатление от всего Эрмитажа. Что это было? Да как же тут скажешь... Знаете, есть одно из любимых моих мест в одном из любимых моих фильмов, который называется "Нирвана". Там герой виртуального мира показывает виртуальной подруге одно место, прямо в шкафу. Место, где кончается виртуальный мир. Они выглядывают из комнаты через шкаф наружу, где до горизонта микросхемы компьютера и бегающие туда-сюда электрические заряды. После чего подруга невозмутимо уходит, сказав, что с современными спецэффектами можно и не такое сделать. А дыра-то была настоящая. И в этот момент абсолютного шока от "Чёрного квадрата" я испытывал нечто похожее - что почему-то в эту черноту всё окружающее всасывается как магнит, что от него идут энергетические волны небывалой силы, что он пульсирует, что это и есть сердце Вселенной, и что я - это он. Примерно так. Ещё лучше об этом сказал Пелевин: "Время не то исчезло, не то растянулось - всё, что он видел, менялось, не меняясь, каким-то образом постоянно оказываясь новым, а его пальцы всё пытались уцепиться за тот же самый участок стены, что и в начале падения. Как и вчера, он чувствовал, что смотрит на что-то странное, что-то такое, на что не смотрел никогда в жизнии и вместе с тем смотрел всегда. Когда он попытался понять, что он видит, и найти в своей памяти нечто похожее, ему вспомнился обрывок виденного по телевизору фильма, где несколько ученых в белых халатах были заняты очень странным делом - вырезали из картона круги с небольшими выступами и насаживали их на блестящий металлический штырь, словно чеки в магазине; картонные круги становились всё меньше и меньше, и в конце концов на штыре оказалась человеческая голова, составленная из тонких листов картона; её обмазали синим пластилином, и на этом фильм кончился. То, что видел Митя, больше всего напоминало эти картонные круги: последним был испуг от падения в колодец, предпоследним - описание, что колючая ветка хлестнёт по глазам, [...] и так - ниже и ниже, за один миг - сквозь всю жизнь, сквозь все сплющившиеся и затвердевшие чувства, которые он когда-либо испытывал. Сначала Митя решил, что видит самого себя, но сразу же понял: всё находящееся в колодце на самом деле не имеет к нему никакого отношения. Он не был этим колодцем, он был тем, кто падал в него, одновременно оставаясь на месте. Может быть, он был пластилином, скрепляющим тончайшие слои наложенных друг на друга чувств. Но главным было другое. Пройдя сквозь бесчисленные снимки жизни к точке рождения, оказавшись в ней и заглянув ещё глубже, чтобы увидеть начало, он понял, что смотрит в бесконечность. У колодца не существовало дна. Никакого начала никогда не было. И тут же Митя увидел ещё одно - всё, что было в колодце под точкой, с которой он привык начинать свой личный отсчет, вовсе не было пугающим, за - или догробным (догробный мир, подумал он, надо же), таинственным или неизвестным. Оно всегда существовало рдяом, даже ближе, чем рядом, а не помнил он про это потому, что оно и было тем, что помнило". В руках такого искусства чувствуешь себя очищаемой луковицей. Был и другой случай, уже в этом году, на фестивале "Время музыки", где я впервые услышал "Детские игры" Лахенманна, а конкретно последнюю из них. Там было почти то же самое, что я чуть ниже описал как "долбить 15 минут одну ноту", только нот было две, и это были две самые правые клавиши рояля, т.е. два самых высоких звука, какие он только может издать. И ритм был пританцовывающий. Ничего бы в этом не было, если бы не удивительный акустический феномен - от биений двух этих звуков образовывался третий, всегда разный и образовывающий мелодию. Я едва удержался, чтобы не вскочить на месте от такого чуда - пианист долбит себе по двум клавишам, а звучит мелодия, непонятно откуда берущаяся. Чтобы хоть как-то приблизить это к привычному миру, я окрестил это про себя 2-й балладой Шопена (ибо ритм совпадает, да и мелодия порой была похожа), но дело-то гораздо серьёзнее... Если говорить прямо, мне не кажется, что это относится к формату искусства. Вот как мне профессор мой сказал, что не считает то, что звучало у меня на недавнем электроакустическом концерте, музыкой. Вполне возможно, что он прав. Это даже можно рассматривать в качестве комплимента. Но я не о том... Здесь трудно найти хоть что-либо от искусства, если не брать в расчёт варианты "Нарисовано? Значит, картина!" и "Звучит? Значит, музыка!". Из всего, что я сказал об искусстве в предыдущей записи, сюда подойдёт разве что "Ничего лишнего". О да, это уж точно. Кстати, можно ещё "4'33" Кейджа вспомнить, там даже не звучит ничего. Сюда же (то есть в не-искусство) всевозможные перформансы, хэппенинги и т.п. Мне не кажется, что это можно называть жанром, стилем, направлением искусства, потому что я не вижу ничего общего с многовековой историей искусства и его принципами. Возникает резонный вопрос: если "Чёрный квадрат" не искусство, то что тогда? Вопрос хороший... Быть может, стоит создать какое-то другое, новое определение? Чёрная дыра, например. Или колодец, как у Пелевина. Или тёмная комната, как говорил kontrakanenz. Или просто чёрный квадрат. Все эти определения объединяет отсутствие света, кстати. Мать Тьма. Чёрные квадраты - скорее духовный опыт, нежели эстетический, скорее религиозная практика, чем акт искусства.
P.S.: да, совсем забыл. чуть позже я видел другую копию "Чёрного квадрата" Малевича здесь, в Москве, в ЦДХ. Впечатления вообще никакого! Т.е. квадраты квадратам рознь... А если так.... выходит, это всё-таки искусство?..