Послушал сейчас 13-ю симфонию и вдруг понял, что не могу участвовать в обсуждениях этого композитора, потому что он мне уже стал как родной отец. Я до конца жизни буду к нему предвзятым и необъективным и счастлив этим. Плохо, что мне нужно бы писать статьи и книги о нём, у меня бы хорошо это получилось, анализировать музыку я умею совершенно монстроподобно, за словом тоже никогда в карман не лезу. Но не могу, по крайней мере, в ближайшее время. Представьте, что вам нужно было бы писать книгу о родной матери, где нужно с профессиональной точки зрения её оценивать. Каково? А ведь очень на многое нужно пролить свет. Например, ходит миф об импровизационности и спонтанности этой музыки, и я сам до недавнего времени почему-то так думал. А там предельно чёткие структуры и разделы, только мастерство слишком велико, и не видно швов, как это обычно бывает. А мы привыкли слушать музыку от шва до шва, нам так легче. Говорят о затянутости его музыки, не понимая, что это называется слушательской ленью, а не музыкальными длиннотами. Если написать книгу, где предельно ясно и чётко обозначить структуру и смысл каждой симфонии, то разговоры такие исчезнут сами собой. Проблема музыкального образования в том, что музыку учат воспринимать по книжкам, и без них это... мало кто умеет. Так ведь обычно и учатся слушать классику - сначала прочитать и послушать объяснение, а потом уже искать то, куда тебя ткнули носом, в музыке. Как ни странно, мало у кого получается этот барьер перепрыгнуть даже в зрелом возрасте, и всё, о чём не пишут в книжках, оказывается неправильным и неудачным... А мне теперь сама мысль о писании текстов о нём кажется кощунством, приблизительно таким же, как рисовать геометрические фигуры на иконе Рублёва и анализировать логику построения её композиции. А с неё через квадраты и треугольники с укором смотрят глаза Бога.
интересно, почему многие люди любят сами на себя вешать ярлыки? (имею ввиду прежде всего многочисленные тесты)
пятница, 04 августа 2006
а вообще, страх смерти едва ли не самая нелепая вещь на свете. ведь каждый знает, что умрёт, так какая же ему разница, когда? не понимаю...
четверг, 03 августа 2006
Хорошая музыка - это музыка, которую, когда она зазвучала, уже не в силах выключить. И все планы, все дела летят к чёрту, а ты только слушаешь, слушаешь, слушаешь как загипонотизированный...
каким-то образом так получается, что судьба постоянно сталкивает меня с фантастически прекрасными людьми. которые, как правило, даже не подозревают о том, насколько прекрасны
каждый раз это как чудо - когда вдруг открывается очередная душа удивительной чистоты, внезапно, вдруг, как молния на горизонте. что пред этим даже лучшая из музык? лишь отражение, лишь тень, лишь облеск чьих-то глаз.

"Турандот" Пуччини - какая-то совершенно неземная музыка. Признаться к стыду своему, я слушаю её первый раз в жизни (ну, вот так вот бывает). Я и раньше-то не понимал, как такая красота, как "Тоска", "Мадам Баттерфляй" и другие его оперы существуют на этой планете, но "Турандот" - это что-то совсем запредельное...
Странно, вроде бы уже давно определился, что творчество и есть для меня смысл жизни, и труд этот радостен, и действие его очищающее... почему же каждый раз мне приходиться заставлять себя писать, почему это подчас настолько трудно, почти невозможно - просто сесть и начать работать? у меня как будто сидит в психологии, что если садиться работать, то это нужно подготовиться, настроиться, а потом часа 4 как минимум полностью туда уйти, и поэтому я выгадываю эти 4 и более часов, которых никогда не будет. ах, до обеда уже меньше 4-х часов? ну значит, после обеда. а после обеда надо и отдохнуть немножко. а потом, глядишь, и ужин скоро. а после ужина какая может быть работа, это уже вечер, уже надо ко сну готовиться. и так каждый день. нужно приучать себя, заставлять себя работать УРЫВКАМИ. никаких нафиг 4-х часов, посидел 15 минут - хорошо, лишь бы хоть сколько-нибудь. а там, глядишь, и аппетит придёт во время еды. главное, что у меня всё для этого уже есть, с марта сего года мне больше не нужно искать вдохновение, ждать его, оно со мной всегда, перманентно, и я уже успел за полгода как-то привыкнуть к этому головокружительному ощущению, смириться с ним, и теперь ничто не мешает вовсю воплощать новый дар. а я всё жду у моря погоды... и главное, это последний месяц, когда я могу вот так вот буквально каждый день делать что угодно, потом всё, учёба и привет.
кстати, насчёт учёбы. мне подумалось сегодня, что некий идеал свободного творчества и презрение к учёбе и ремеслу, вот это вот ощущение, что я же, дескать, художник, что мне все ваши дисциплины, это всё туфта, важно лишь то, что я делаю - что это тоже разновидность лени, причём весьма опасная, ибо трудно распознаваемая. на "свободное творчество" будет вся жизнь, а счас осталось всего 2 года, когда ты ещё можешь чему-то научиться здесь, в том учебном заведении, в которое ты поступил, конечно же, не для диплома в красивой корочке. и ты даже знаешь, чему именно и у кого именно тебе надо учиться. но делаешь что-то совсем другое во имя, разумеется, вел. и уж. "свободного творчества". ну дерзай, "свободный художник", дерзай...
кстати, насчёт учёбы. мне подумалось сегодня, что некий идеал свободного творчества и презрение к учёбе и ремеслу, вот это вот ощущение, что я же, дескать, художник, что мне все ваши дисциплины, это всё туфта, важно лишь то, что я делаю - что это тоже разновидность лени, причём весьма опасная, ибо трудно распознаваемая. на "свободное творчество" будет вся жизнь, а счас осталось всего 2 года, когда ты ещё можешь чему-то научиться здесь, в том учебном заведении, в которое ты поступил, конечно же, не для диплома в красивой корочке. и ты даже знаешь, чему именно и у кого именно тебе надо учиться. но делаешь что-то совсем другое во имя, разумеется, вел. и уж. "свободного творчества". ну дерзай, "свободный художник", дерзай...
Видя пороки и недостатки в других людях, чаще всего мы пытаемся прикрыть ими свои собственные, как бы говоря своей совести "а он ещё хуже!" , "да по сравнению с ним я просто святой!"
Выходит, любое осуждение - лишь наши попытки заглушить голос совести...
Выходит, любое осуждение - лишь наши попытки заглушить голос совести...
среда, 02 августа 2006
а ангелы могут проходить на любые концерты совершенно бесплатно. неужели вы думаете, что они не пользуются этой возможностью? 

воскресенье, 30 июля 2006
матерь - материя - матерчатый - материться
глупо полгу
Лика икала, и кала лик ал
глупо полгу
Лика икала, и кала лик ал
суббота, 29 июля 2006
продвигаются потихоньку. сейчас работаю над 6-й песней из 8-ми, т.е. вроде как уже близка финишная прямая. но тут есть подвох один - чем дальше, тем сложнее. уже на 5-й песне я споткнулся, а дальше вообще такое... задачи совершенно сверхестественной сложности. т.е. 6-я песня - это примерно "ёёё, как слооожно", 7-я - "ууу, да как же это сделать", а 8-я - "это абсолютно невозможно". особенно меня "абсолютно невозможно" беспокоит. там работы может оказаться едва ли не столько же, сколько над всеми остальными песнями вместе взятыми. правда, в "Простых песнях" ситуация совершенно аналогичная была, и ничего, справился каким-то образом (это был совершенно каторжный труд). здесь тоже на лёгких крыльях явно не пронестить. к тому же сегодня у меня случайно деформировался переход от 7-й песни к 8-й, и туда бесцеремонно вторгся фортепианный проигрыш a la Pettersson, а это уж совсем ни в какие ворота. ну как я, интересно, на одном фортепиано такой оркестр смогу уместить? а деваться теперь уже некуда - звучит это на порядок сильнее... вообще, вся вторая половина идёт по линии усиления степени воздействия, не знаю уж, как так получилось. и уже 7-ю я практически не могу выдержать, там музыка такой силы, что оказывается больше меня самого. а финал вообще что-то по-настоящему великое, я отчаянно боюсь этой музыки, потому что мне доверили такое большое и светлое, и мне нужно умудриться его донести, а... ну как это возможно, там же Он сам из-за облаков прямо на меня смотрит... как это можно писать?.. это уже иконопись какая-то... весь мир впихнуть в одну единственную песню, всех птиц, всё небо, все леса, всех людей... поэтому даже счас я не знаю, будет ли закончен этот цикл. надо, куда ж деваться, позади Москва, что называется. боюсь, что придётся идти на какой-то компромисс, а нет ничего хуже компромиссов...
уж простите, что я всё об одном и том же пишу, не могу сейчас говорить и думать ни о чём другом... теперь, когда я послушал симфонии с 7 по 12 включительно, без пропусков, я могу с уверенностью сказать, что все симфонии образуют в сумме макросимфонию, они объединяются в одно невероятное целое. когда я послушал симфонии 7-9, я сразу представил их себе как трилогию, у них даже интонации переходят из одной в другую и преобразуются. теперь, когда я послушал симфонии 10-12, они тоже выстроились в трилогию, а в сумме с теми составили очень ясную сексталогию. трилогии строятся по типу сонатное allegro - медленная часть - мощнейший финал, а сексталогия определённо проходит путь от мрака к свету - от самой жуткой 7-й до последнего сияющего до мажорного аккорда 12-й симфонии. уму непостижимо! что ж дальше-то будет?.. сейчас потихоньку скачиваются симфонии 13-15...
Я будто открыл ящик Пандоры, черную дыру в пространстве, и от музыки Петтерсона во все стороны бытия пошла необратимая ядерная реакция...
набрал в поисковике "Аллан Петтерссон" и увидел 2 своих дневника на 1 и 2 строчках. набрал "Аллан Петтерсон" и увидел несколько больше, писать нужно всё-таки с одной "с". но "несколько больше" - это всего лишь одна и та же скудная строчка энциклопедии о том, что, дескать, есть такой композитор. + на страничках "кто родился в этот день" можно встретить упоминание. ещё попалась шведская статья со шведского сайта на русском языке (там, видимо, на очень много языков переведено), где про Петтерсона написано только, что он ввёл в музыку пролетариев и рабочих. интересно, где они углядели их в симфониях. конечно, это всё идёт от его же слов, что он переводит в музыку боль беднейших слоёв населения, но, Господи, неужели только это могут сказать о его музыке сами шведы?..
вот и всё. теперь, наверное, ещё дневник мой там тоже замаячит, раз я наконец написал его фамилию с одной "с"...
вот и всё. теперь, наверное, ещё дневник мой там тоже замаячит, раз я наконец написал его фамилию с одной "с"...
Раз уж я вознамерился писать историю человечества
, то восстановлю логику событий, тем более что я об этом ещё не написал. Есть такой великий шведский режиссёр - Рой Андерссон. Он снял мой любимый фильм - "Песни со второго этажа", который я боготворю и поминаю по каждому поводу и без повода. Поэтому я потихоньку раскапывал и другие его фильмы (коих у него очень мало). И вот недавно я посмотрел предыдущий его фильм - "Мир славы", короткометражку, быть может, самый страшный и жуткий фильм на этой планете. Там звучала кода из 7-й симфонии Петтерссона. Музыка настолько запала в душу, что крутилась с того момента у меня в голове неотступно с утра до вечера. Далее я добываю его симфонии, дальше всё понятно - шок, выпадение в астрал, выпученные глаза и прочие симптомы, сопутствующие открытиям такого уровня.

Сегодня я послушал 10-ю симфонию и альтовый концерт 79 года (в 80-м автор скончался). И понял, что дело даже ещё серьёзнее, чем я думал. В принципе, я мог бы начать думать уже печально знакомым мне образом: раз это тема для диссертации и путь к учёным степеням, то припрятать это и никому не показывать. Я собираюсь делать прямо противоположное - трубить на каждом углу. Начиная с сентбяря я собираюсь поставить на уши всю Московскую консерваторию, пока в ней не останется ни единого человека, который не слышал бы этой музыки. Я надеюсь, что мне удастся прочитать доклад в конференц-зале на эту тему, я буду пихать диски всем, кто попадётся мне на пути, и задача-максимум - добиться включения этого композитора в курс истории музыки, желательно на всех факультетах, но для начала хотя бы на нашем.
Потому что если симфонии 7-9 ещё можно отнести к музыке "на любителя" из-за тяжеловесности, затяжек времени, моментах поиска и т.д., то альтовый концерт относится к величайшей классике 20 века на 200%, тут нет места сомнениям и неуверенности в себе. Это музыка гораздо более доступна, он здесь гораздо в большей степени классик, при этом сохранив и приумножив всё то, что он открыл в музыке до того. Я ещё далеко не всё послушал, но возможно, что именно на ту музыку, что я послушал сегодня, я буду делать основной упор в деле популяризации моего великого учителя. И да поможет мне Бог.
Потому что я уверен, что многим из молодых композиторов достаточно хотя бы один раз услышать его музыку, чтобы очень на многое раскрыть глаза и очень многому научиться.
Ухх... ещё ничего не сделано, но уже есть чувство, что я творю музыкальную историю
Потому что если симфонии 7-9 ещё можно отнести к музыке "на любителя" из-за тяжеловесности, затяжек времени, моментах поиска и т.д., то альтовый концерт относится к величайшей классике 20 века на 200%, тут нет места сомнениям и неуверенности в себе. Это музыка гораздо более доступна, он здесь гораздо в большей степени классик, при этом сохранив и приумножив всё то, что он открыл в музыке до того. Я ещё далеко не всё послушал, но возможно, что именно на ту музыку, что я послушал сегодня, я буду делать основной упор в деле популяризации моего великого учителя. И да поможет мне Бог.
Потому что я уверен, что многим из молодых композиторов достаточно хотя бы один раз услышать его музыку, чтобы очень на многое раскрыть глаза и очень многому научиться.
Ухх... ещё ничего не сделано, но уже есть чувство, что я творю музыкальную историю

пятница, 28 июля 2006
Только что со мной случилось совершенно необычное происшествие. Жизнь в очередной раз преподала мне удивительный урок. С памятного воскресенья 16 июля, когда я одним махом написал половину Песен Соловья, дальше дело как-то не клеилось, хотя я старался делать вроде бы то же самое. Но это неудивительно, ибо из первой половины большая часть была написана ранее, а вот 5-я песня, "Ночь", для меня всегда была камнем преткновения. Первую её треть я писал столько раз, что она сформировалась уже полностью, "припев", главное во всём цикле, тоже уже давно сформировался, а вот середина... Я почему-то был уверен, что там должна быть дублировка голоса инструментом, прекрасно зная, что обычно это звучит плохо, и намеренно идя на это. И так, и эдак я писал эту серединку, и казалось, что она никогда не склеится и не получится, ибо каждый раз вариант мне нравился сразу после написания, но вызывал ужас на следующий день. Развязка произошла сегодня, и столь неожиданным образом, что поставила под большое сомнение тот способ написания, который был мной избран для этого цикла - вновь и вновь по памяти писать одну и ту же музыку, каждый раз в новом варианте, для постепенного проявления идеального варианта, того единственного, который может быть.
А дело в том, что в прошлом году я показывал эту песню на экзамене. Причём показывал исключительно для количества. Я тогда пошёл на сделку со своей совестью и предоставил на экзамен как бы черновик. Т.е. просто быстро-быстро записал совершенно ерундовый, как мне казалось, вариант, чтобы просто хоть что-то показать. Впоследствии я даже не смотрел, что за муть я там накалякал, и продолжал настойчиво и упорно искать свой идеал. Сегодня я туда заглянул. Серединка там написана так, что все прочие мои "хорошие" варианты могут смело идти топиться, она едва ли не лучшее место всего цикла. Она больше года лежала у меня под носом, и я не обращал на неё внимание, потому что это была откровенная отписка, ей-богу, я же знаю, я же помню! В этом месте в тетради изменяется почерк - быть может, я отсканирую вам потом пару страничек, чтобы была видна разница - почерк там... ну, если очень мягко выразиться.. чудовищный. т.е. я просто писал так быстро, как только мог, кажется, это был последний день перед экзаменом, а надо было ещё успеть набрать это на компьютере.
Тут же мне был преподан ещё один урок - изучая ноты, я не мог не обратить внимание на удивительно красивую имитацию голоса у фортепиано - в момент начала 2-й фразы фортепиано играет конец 1-й, причём совершенно гладко и незаметно, идеально вписано в ткань. Похвалив себя мысленно за эту находку, я смотрю на напечатанный вариант того же самого и вдруг обнаруживаю - нет имитации! Одна нота заменена на другую, совершенно непонятно откуда взявшуюся. Играю тот и другой вариант - чёрт возьми, насколько же лучше звучит этот второй, напечатанный вариант с "испорченной" имитацией! Я даже не могу понять, было ли это сознательно исправлено прямо в процессе набора или это просто ошибка, допущенная второпях, но эта "неправильная" нота просто невероятно хороша, и без неё бы не было того, что получилось.
Вот так вот меня сегодня дважды щёлкнули по носу. Вероятно, чтобы ещё раз вернуть к прописной истине - я совершенно не представляю, как писать музыку, и как она получается такой, какой получается, и что лучше, а что хуже, и как сделать, а как не сделать... Создание музыки подобно нашей жизни - одинокое путешествие со свечкой в руках через туман в лишь каким-то шестым чувством смутно предугадываемом направлении.
А дело в том, что в прошлом году я показывал эту песню на экзамене. Причём показывал исключительно для количества. Я тогда пошёл на сделку со своей совестью и предоставил на экзамен как бы черновик. Т.е. просто быстро-быстро записал совершенно ерундовый, как мне казалось, вариант, чтобы просто хоть что-то показать. Впоследствии я даже не смотрел, что за муть я там накалякал, и продолжал настойчиво и упорно искать свой идеал. Сегодня я туда заглянул. Серединка там написана так, что все прочие мои "хорошие" варианты могут смело идти топиться, она едва ли не лучшее место всего цикла. Она больше года лежала у меня под носом, и я не обращал на неё внимание, потому что это была откровенная отписка, ей-богу, я же знаю, я же помню! В этом месте в тетради изменяется почерк - быть может, я отсканирую вам потом пару страничек, чтобы была видна разница - почерк там... ну, если очень мягко выразиться.. чудовищный. т.е. я просто писал так быстро, как только мог, кажется, это был последний день перед экзаменом, а надо было ещё успеть набрать это на компьютере.
Тут же мне был преподан ещё один урок - изучая ноты, я не мог не обратить внимание на удивительно красивую имитацию голоса у фортепиано - в момент начала 2-й фразы фортепиано играет конец 1-й, причём совершенно гладко и незаметно, идеально вписано в ткань. Похвалив себя мысленно за эту находку, я смотрю на напечатанный вариант того же самого и вдруг обнаруживаю - нет имитации! Одна нота заменена на другую, совершенно непонятно откуда взявшуюся. Играю тот и другой вариант - чёрт возьми, насколько же лучше звучит этот второй, напечатанный вариант с "испорченной" имитацией! Я даже не могу понять, было ли это сознательно исправлено прямо в процессе набора или это просто ошибка, допущенная второпях, но эта "неправильная" нота просто невероятно хороша, и без неё бы не было того, что получилось.
Вот так вот меня сегодня дважды щёлкнули по носу. Вероятно, чтобы ещё раз вернуть к прописной истине - я совершенно не представляю, как писать музыку, и как она получается такой, какой получается, и что лучше, а что хуже, и как сделать, а как не сделать... Создание музыки подобно нашей жизни - одинокое путешествие со свечкой в руках через туман в лишь каким-то шестым чувством смутно предугадываемом направлении.
Allan Pettersson
Симфония №7 (перевыложил, потому что у многих проблемы с sendspace):
http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...20(1966-67).ogg
Симфония №8:
http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...irst%20Part.ogg
http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...cond%20Part.ogg
Симфония №9:
http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...y%20No.%209.rar
обложки дисков:
http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...%20symph7-9.rar
Симфония №7 (перевыложил, потому что у многих проблемы с sendspace):
http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...20(1966-67).ogg
Симфония №8:
http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...irst%20Part.ogg
http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...cond%20Part.ogg
Симфония №9:
http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...y%20No.%209.rar
обложки дисков:
http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...%20symph7-9.rar
Когда музыка строится подобно человеческой речи - слово за слово, фраза за фразой, со всеми полагающимися знаками препинания - это человеческая музыка. Чем меньше связь музыки и человеческой речи - тем в большей степени музыка... нечеловеческая? но ведь мы не только говорим, мы много чего ещё делаем - двигаемся, кровь по сосудам гоняем, чувствуем, мыслим... музыка же очень много веков исходила, кажется, исключительно из риторики, и сейчас продолжают этому учить, и большинство людей, кажется, даже не представляет, что музыка может быть иной, оторванной от человеческой речи. Такая музыка производит впечатление чего-то непонятного, "сумбура вместо музыки". Как же произошла такая странная подмена понятий? Если подумать над историей музыки, то можно обнаружить, что где-то до появления гомофонии, оперы, мелодии и пр. в 16-17 веках музыка гораздо меньше была связана с риторикой, это был удел бродячих музыкантов и крестьянских танцев. Церковная же музыка могла быть в этом смысле достаточно абстрактной... да хотя нет, всё равно это в первую очередь вокал и тексты, просто они не были так артикулированы. Такое ошущение, что время чистой, свободной от человеческой речи, музыки пришло только во 2-й половине 20 века. И при этом кто-то ещё умудряется думать, что дни композиторов кончились, тогда как настоящая музыка, можно сказать, только что, буквально на наших глазах, началась... Как же смешны человеческие заблуждения 

четверг, 27 июля 2006
на этой неделе буквально каждый день мне попадают в руки музыкальные записи столь запредельные, что я просто теряю дар речи. Сначала меня просто наповал сразили симфонии Моцарта в исполнении Пиннока - я открыл для себя Моцарта заново, как будто я только сейчас его наконец услышал. Потом появились симфонии Петтерссона, которые вообще перевернули весь мир вверх тормашками. Сегодня появились все симфонии Бетховена в исполнении Гардинера. Это хорошо, что я сейчас пальцами текст набираю - ртом я бы и слова вымолвить не смог. Я начал сразу с самого трудного, с того, что ещё ни в одном исполнении не слышал исполненным хорошо - с финала 9-й симфонии...
ой, простите, на этом слова и кончились. вообще ничего не могу об этом написать. я плакал от восторга. сегодняшний день - день обретения Бетховена.
ой, простите, на этом слова и кончились. вообще ничего не могу об этом написать. я плакал от восторга. сегодняшний день - день обретения Бетховена.