Послушал сейчас 13-ю симфонию и вдруг понял, что не могу участвовать в обсуждениях этого композитора, потому что он мне уже стал как родной отец. Я до конца жизни буду к нему предвзятым и необъективным и счастлив этим. Плохо, что мне нужно бы писать статьи и книги о нём, у меня бы хорошо это получилось, анализировать музыку я умею совершенно монстроподобно, за словом тоже никогда в карман не лезу. Но не могу, по крайней мере, в ближайшее время. Представьте, что вам нужно было бы писать книгу о родной матери, где нужно с профессиональной точки зрения её оценивать. Каково? А ведь очень на многое нужно пролить свет. Например, ходит миф об импровизационности и спонтанности этой музыки, и я сам до недавнего времени почему-то так думал. А там предельно чёткие структуры и разделы, только мастерство слишком велико, и не видно швов, как это обычно бывает. А мы привыкли слушать музыку от шва до шва, нам так легче. Говорят о затянутости его музыки, не понимая, что это называется слушательской ленью, а не музыкальными длиннотами. Если написать книгу, где предельно ясно и чётко обозначить структуру и смысл каждой симфонии, то разговоры такие исчезнут сами собой. Проблема музыкального образования в том, что музыку учат воспринимать по книжкам, и без них это... мало кто умеет. Так ведь обычно и учатся слушать классику - сначала прочитать и послушать объяснение, а потом уже искать то, куда тебя ткнули носом, в музыке. Как ни странно, мало у кого получается этот барьер перепрыгнуть даже в зрелом возрасте, и всё, о чём не пишут в книжках, оказывается неправильным и неудачным... А мне теперь сама мысль о писании текстов о нём кажется кощунством, приблизительно таким же, как рисовать геометрические фигуры на иконе Рублёва и анализировать логику построения её композиции. А с неё через квадраты и треугольники с укором смотрят глаза Бога.

15:56

ярлыки

интересно, почему многие люди любят сами на себя вешать ярлыки? (имею ввиду прежде всего многочисленные тесты)

00:09

а вообще, страх смерти едва ли не самая нелепая вещь на свете. ведь каждый знает, что умрёт, так какая же ему разница, когда? не понимаю...

Хорошая музыка - это музыка, которую, когда она зазвучала, уже не в силах выключить. И все планы, все дела летят к чёрту, а ты только слушаешь, слушаешь, слушаешь как загипонотизированный...

@музыка: Турандот

23:18

каким-то образом так получается, что судьба постоянно сталкивает меня с фантастически прекрасными людьми. которые, как правило, даже не подозревают о том, насколько прекрасны :) каждый раз это как чудо - когда вдруг открывается очередная душа удивительной чистоты, внезапно, вдруг, как молния на горизонте. что пред этим даже лучшая из музык? лишь отражение, лишь тень, лишь облеск чьих-то глаз.

"Турандот" Пуччини - какая-то совершенно неземная музыка. Признаться к стыду своему, я слушаю её первый раз в жизни (ну, вот так вот бывает). Я и раньше-то не понимал, как такая красота, как "Тоска", "Мадам Баттерфляй" и другие его оперы существуют на этой планете, но "Турандот" - это что-то совсем запредельное...

Странно, вроде бы уже давно определился, что творчество и есть для меня смысл жизни, и труд этот радостен, и действие его очищающее... почему же каждый раз мне приходиться заставлять себя писать, почему это подчас настолько трудно, почти невозможно - просто сесть и начать работать? у меня как будто сидит в психологии, что если садиться работать, то это нужно подготовиться, настроиться, а потом часа 4 как минимум полностью туда уйти, и поэтому я выгадываю эти 4 и более часов, которых никогда не будет. ах, до обеда уже меньше 4-х часов? ну значит, после обеда. а после обеда надо и отдохнуть немножко. а потом, глядишь, и ужин скоро. а после ужина какая может быть работа, это уже вечер, уже надо ко сну готовиться. и так каждый день. нужно приучать себя, заставлять себя работать УРЫВКАМИ. никаких нафиг 4-х часов, посидел 15 минут - хорошо, лишь бы хоть сколько-нибудь. а там, глядишь, и аппетит придёт во время еды. главное, что у меня всё для этого уже есть, с марта сего года мне больше не нужно искать вдохновение, ждать его, оно со мной всегда, перманентно, и я уже успел за полгода как-то привыкнуть к этому головокружительному ощущению, смириться с ним, и теперь ничто не мешает вовсю воплощать новый дар. а я всё жду у моря погоды... и главное, это последний месяц, когда я могу вот так вот буквально каждый день делать что угодно, потом всё, учёба и привет.

кстати, насчёт учёбы. мне подумалось сегодня, что некий идеал свободного творчества и презрение к учёбе и ремеслу, вот это вот ощущение, что я же, дескать, художник, что мне все ваши дисциплины, это всё туфта, важно лишь то, что я делаю - что это тоже разновидность лени, причём весьма опасная, ибо трудно распознаваемая. на "свободное творчество" будет вся жизнь, а счас осталось всего 2 года, когда ты ещё можешь чему-то научиться здесь, в том учебном заведении, в которое ты поступил, конечно же, не для диплома в красивой корочке. и ты даже знаешь, чему именно и у кого именно тебе надо учиться. но делаешь что-то совсем другое во имя, разумеется, вел. и уж. "свободного творчества". ну дерзай, "свободный художник", дерзай...

20:39

другие

Видя пороки и недостатки в других людях, чаще всего мы пытаемся прикрыть ими свои собственные, как бы говоря своей совести "а он ещё хуже!" , "да по сравнению с ним я просто святой!"

Выходит, любое осуждение - лишь наши попытки заглушить голос совести...

12:55

а ангелы могут проходить на любые концерты совершенно бесплатно. неужели вы думаете, что они не пользуются этой возможностью? :)

матерь - материя - матерчатый - материться



глупо полгу



Лика икала, и кала лик ал

продвигаются потихоньку. сейчас работаю над 6-й песней из 8-ми, т.е. вроде как уже близка финишная прямая. но тут есть подвох один - чем дальше, тем сложнее. уже на 5-й песне я споткнулся, а дальше вообще такое... задачи совершенно сверхестественной сложности. т.е. 6-я песня - это примерно "ёёё, как слооожно", 7-я - "ууу, да как же это сделать", а 8-я - "это абсолютно невозможно". особенно меня "абсолютно невозможно" беспокоит. там работы может оказаться едва ли не столько же, сколько над всеми остальными песнями вместе взятыми. правда, в "Простых песнях" ситуация совершенно аналогичная была, и ничего, справился каким-то образом (это был совершенно каторжный труд). здесь тоже на лёгких крыльях явно не пронестить. к тому же сегодня у меня случайно деформировался переход от 7-й песни к 8-й, и туда бесцеремонно вторгся фортепианный проигрыш a la Pettersson, а это уж совсем ни в какие ворота. ну как я, интересно, на одном фортепиано такой оркестр смогу уместить? а деваться теперь уже некуда - звучит это на порядок сильнее... вообще, вся вторая половина идёт по линии усиления степени воздействия, не знаю уж, как так получилось. и уже 7-ю я практически не могу выдержать, там музыка такой силы, что оказывается больше меня самого. а финал вообще что-то по-настоящему великое, я отчаянно боюсь этой музыки, потому что мне доверили такое большое и светлое, и мне нужно умудриться его донести, а... ну как это возможно, там же Он сам из-за облаков прямо на меня смотрит... как это можно писать?.. это уже иконопись какая-то... весь мир впихнуть в одну единственную песню, всех птиц, всё небо, все леса, всех людей... поэтому даже счас я не знаю, будет ли закончен этот цикл. надо, куда ж деваться, позади Москва, что называется. боюсь, что придётся идти на какой-то компромисс, а нет ничего хуже компромиссов...

уж простите, что я всё об одном и том же пишу, не могу сейчас говорить и думать ни о чём другом... теперь, когда я послушал симфонии с 7 по 12 включительно, без пропусков, я могу с уверенностью сказать, что все симфонии образуют в сумме макросимфонию, они объединяются в одно невероятное целое. когда я послушал симфонии 7-9, я сразу представил их себе как трилогию, у них даже интонации переходят из одной в другую и преобразуются. теперь, когда я послушал симфонии 10-12, они тоже выстроились в трилогию, а в сумме с теми составили очень ясную сексталогию. трилогии строятся по типу сонатное allegro - медленная часть - мощнейший финал, а сексталогия определённо проходит путь от мрака к свету - от самой жуткой 7-й до последнего сияющего до мажорного аккорда 12-й симфонии. уму непостижимо! что ж дальше-то будет?.. сейчас потихоньку скачиваются симфонии 13-15...

13:29

Я будто открыл ящик Пандоры, черную дыру в пространстве, и от музыки Петтерсона во все стороны бытия пошла необратимая ядерная реакция...

02:43

гугль

набрал в поисковике "Аллан Петтерссон" и увидел 2 своих дневника на 1 и 2 строчках. набрал "Аллан Петтерсон" и увидел несколько больше, писать нужно всё-таки с одной "с". но "несколько больше" - это всего лишь одна и та же скудная строчка энциклопедии о том, что, дескать, есть такой композитор. + на страничках "кто родился в этот день" можно встретить упоминание. ещё попалась шведская статья со шведского сайта на русском языке (там, видимо, на очень много языков переведено), где про Петтерсона написано только, что он ввёл в музыку пролетариев и рабочих. интересно, где они углядели их в симфониях. конечно, это всё идёт от его же слов, что он переводит в музыку боль беднейших слоёв населения, но, Господи, неужели только это могут сказать о его музыке сами шведы?..

вот и всё. теперь, наверное, ещё дневник мой там тоже замаячит, раз я наконец написал его фамилию с одной "с"...

Раз уж я вознамерился писать историю человечества :) , то восстановлю логику событий, тем более что я об этом ещё не написал. Есть такой великий шведский режиссёр - Рой Андерссон. Он снял мой любимый фильм - "Песни со второго этажа", который я боготворю и поминаю по каждому поводу и без повода. Поэтому я потихоньку раскапывал и другие его фильмы (коих у него очень мало). И вот недавно я посмотрел предыдущий его фильм - "Мир славы", короткометражку, быть может, самый страшный и жуткий фильм на этой планете. Там звучала кода из 7-й симфонии Петтерссона. Музыка настолько запала в душу, что крутилась с того момента у меня в голове неотступно с утра до вечера. Далее я добываю его симфонии, дальше всё понятно - шок, выпадение в астрал, выпученные глаза и прочие симптомы, сопутствующие открытиям такого уровня.

Сегодня я послушал 10-ю симфонию и альтовый концерт 79 года (в 80-м автор скончался). И понял, что дело даже ещё серьёзнее, чем я думал. В принципе, я мог бы начать думать уже печально знакомым мне образом: раз это тема для диссертации и путь к учёным степеням, то припрятать это и никому не показывать. Я собираюсь делать прямо противоположное - трубить на каждом углу. Начиная с сентбяря я собираюсь поставить на уши всю Московскую консерваторию, пока в ней не останется ни единого человека, который не слышал бы этой музыки. Я надеюсь, что мне удастся прочитать доклад в конференц-зале на эту тему, я буду пихать диски всем, кто попадётся мне на пути, и задача-максимум - добиться включения этого композитора в курс истории музыки, желательно на всех факультетах, но для начала хотя бы на нашем.

Потому что если симфонии 7-9 ещё можно отнести к музыке "на любителя" из-за тяжеловесности, затяжек времени, моментах поиска и т.д., то альтовый концерт относится к величайшей классике 20 века на 200%, тут нет места сомнениям и неуверенности в себе. Это музыка гораздо более доступна, он здесь гораздо в большей степени классик, при этом сохранив и приумножив всё то, что он открыл в музыке до того. Я ещё далеко не всё послушал, но возможно, что именно на ту музыку, что я послушал сегодня, я буду делать основной упор в деле популяризации моего великого учителя. И да поможет мне Бог.

Потому что я уверен, что многим из молодых композиторов достаточно хотя бы один раз услышать его музыку, чтобы очень на многое раскрыть глаза и очень многому научиться.

Ухх... ещё ничего не сделано, но уже есть чувство, что я творю музыкальную историю :)

Только что со мной случилось совершенно необычное происшествие. Жизнь в очередной раз преподала мне удивительный урок. С памятного воскресенья 16 июля, когда я одним махом написал половину Песен Соловья, дальше дело как-то не клеилось, хотя я старался делать вроде бы то же самое. Но это неудивительно, ибо из первой половины большая часть была написана ранее, а вот 5-я песня, "Ночь", для меня всегда была камнем преткновения. Первую её треть я писал столько раз, что она сформировалась уже полностью, "припев", главное во всём цикле, тоже уже давно сформировался, а вот середина... Я почему-то был уверен, что там должна быть дублировка голоса инструментом, прекрасно зная, что обычно это звучит плохо, и намеренно идя на это. И так, и эдак я писал эту серединку, и казалось, что она никогда не склеится и не получится, ибо каждый раз вариант мне нравился сразу после написания, но вызывал ужас на следующий день. Развязка произошла сегодня, и столь неожиданным образом, что поставила под большое сомнение тот способ написания, который был мной избран для этого цикла - вновь и вновь по памяти писать одну и ту же музыку, каждый раз в новом варианте, для постепенного проявления идеального варианта, того единственного, который может быть.

А дело в том, что в прошлом году я показывал эту песню на экзамене. Причём показывал исключительно для количества. Я тогда пошёл на сделку со своей совестью и предоставил на экзамен как бы черновик. Т.е. просто быстро-быстро записал совершенно ерундовый, как мне казалось, вариант, чтобы просто хоть что-то показать. Впоследствии я даже не смотрел, что за муть я там накалякал, и продолжал настойчиво и упорно искать свой идеал. Сегодня я туда заглянул. Серединка там написана так, что все прочие мои "хорошие" варианты могут смело идти топиться, она едва ли не лучшее место всего цикла. Она больше года лежала у меня под носом, и я не обращал на неё внимание, потому что это была откровенная отписка, ей-богу, я же знаю, я же помню! В этом месте в тетради изменяется почерк - быть может, я отсканирую вам потом пару страничек, чтобы была видна разница - почерк там... ну, если очень мягко выразиться.. чудовищный. т.е. я просто писал так быстро, как только мог, кажется, это был последний день перед экзаменом, а надо было ещё успеть набрать это на компьютере.

Тут же мне был преподан ещё один урок - изучая ноты, я не мог не обратить внимание на удивительно красивую имитацию голоса у фортепиано - в момент начала 2-й фразы фортепиано играет конец 1-й, причём совершенно гладко и незаметно, идеально вписано в ткань. Похвалив себя мысленно за эту находку, я смотрю на напечатанный вариант того же самого и вдруг обнаруживаю - нет имитации! Одна нота заменена на другую, совершенно непонятно откуда взявшуюся. Играю тот и другой вариант - чёрт возьми, насколько же лучше звучит этот второй, напечатанный вариант с "испорченной" имитацией! Я даже не могу понять, было ли это сознательно исправлено прямо в процессе набора или это просто ошибка, допущенная второпях, но эта "неправильная" нота просто невероятно хороша, и без неё бы не было того, что получилось.

Вот так вот меня сегодня дважды щёлкнули по носу. Вероятно, чтобы ещё раз вернуть к прописной истине - я совершенно не представляю, как писать музыку, и как она получается такой, какой получается, и что лучше, а что хуже, и как сделать, а как не сделать... Создание музыки подобно нашей жизни - одинокое путешествие со свечкой в руках через туман в лишь каким-то шестым чувством смутно предугадываемом направлении.

Allan Pettersson



Симфония №7 (перевыложил, потому что у многих проблемы с sendspace):



http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...20(1966-67).ogg



Симфония №8:



http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...irst%20Part.ogg

http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...cond%20Part.ogg



Симфония №9:



http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...y%20No.%209.rar



обложки дисков:



http://tvg.bir.ru/busidoremikle/Pet...%20symph7-9.rar

Когда музыка строится подобно человеческой речи - слово за слово, фраза за фразой, со всеми полагающимися знаками препинания - это человеческая музыка. Чем меньше связь музыки и человеческой речи - тем в большей степени музыка... нечеловеческая? но ведь мы не только говорим, мы много чего ещё делаем - двигаемся, кровь по сосудам гоняем, чувствуем, мыслим... музыка же очень много веков исходила, кажется, исключительно из риторики, и сейчас продолжают этому учить, и большинство людей, кажется, даже не представляет, что музыка может быть иной, оторванной от человеческой речи. Такая музыка производит впечатление чего-то непонятного, "сумбура вместо музыки". Как же произошла такая странная подмена понятий? Если подумать над историей музыки, то можно обнаружить, что где-то до появления гомофонии, оперы, мелодии и пр. в 16-17 веках музыка гораздо меньше была связана с риторикой, это был удел бродячих музыкантов и крестьянских танцев. Церковная же музыка могла быть в этом смысле достаточно абстрактной... да хотя нет, всё равно это в первую очередь вокал и тексты, просто они не были так артикулированы. Такое ошущение, что время чистой, свободной от человеческой речи, музыки пришло только во 2-й половине 20 века. И при этом кто-то ещё умудряется думать, что дни композиторов кончились, тогда как настоящая музыка, можно сказать, только что, буквально на наших глазах, началась... Как же смешны человеческие заблуждения :)

23:58

Записи

на этой неделе буквально каждый день мне попадают в руки музыкальные записи столь запредельные, что я просто теряю дар речи. Сначала меня просто наповал сразили симфонии Моцарта в исполнении Пиннока - я открыл для себя Моцарта заново, как будто я только сейчас его наконец услышал. Потом появились симфонии Петтерссона, которые вообще перевернули весь мир вверх тормашками. Сегодня появились все симфонии Бетховена в исполнении Гардинера. Это хорошо, что я сейчас пальцами текст набираю - ртом я бы и слова вымолвить не смог. Я начал сразу с самого трудного, с того, что ещё ни в одном исполнении не слышал исполненным хорошо - с финала 9-й симфонии...



ой, простите, на этом слова и кончились. вообще ничего не могу об этом написать. я плакал от восторга. сегодняшний день - день обретения Бетховена.