оригинал
Фисташковый вариант

@темы: Стихи

Други мои, простите за наглость, а нет ли у кого случайно рояля в кустах, к которому было бы возможно подпустить дикого композитора (то бишь меня), который проделывал бы с ним свои безумные опыты? А то пианино того... не слишком удобно препарировать, больно оно вертикальное, да и механика загораживает струны. Я, конечно, уже и снизу подлезал, и треугольник за ниточки протаскивал, и карабин от сумки к струнам снизу прицеплял, но это всё немного не то, мне бы вот стаканчик или бутылочку с вод(к)ой на струны легонько поставить... Пока что не совсем понятно, как именно писать для подготовленного фортепиано, слишком много нюансов, все нужно проверять и вымерять... Вы знаете, например, что тембр и высота струны, прижатой пальцем, зависят буквально от доли миллиметра? Чуть палец повернул - уже совсем другой звук... Учитывая, что длины струн бывают разные, не совсем понятно, как точно измерить нужное положение, нужную силу нажатия и т.п...

Престранная вещь сегодня случилась. Спонтанно написался ещё один кусочек моей абсурдистской пьесы "Фисташки", да заодно с мелодией и хором. И я обратил внимание, что у меня как-то начали путаться "Фисташки" и "Песни Орфея и Офелии", после чего я представил, как бы они звучали вместе, как бы наложив композиции двух моих многолетних долгостроев друг на друга. Сочетание, надо сказать, получается пугающее, но я ведь и хочу, чтобы было страшно. Как я уже неоднократно убеждался, музыка иногда сильно выигрывает от встраивания в другой контекст. Когда идёт театральный переброс бессмыслицей "Фисташек", а на этом фоне вдруг начинает петь Офелия - это совсем не то же самое, что просто поющая Офелия, от такого как бы вздрагиваешь, потому что в этом конфликт искажённой любви и искажённого мира. Я, правда, с трудом себе представляю, что будет, если в "Песни О и О" вольются все потоки сквернословий из "Фисташек", мат, фекалии и пр., не изгадит ли мне это всё... Ещё комедию с трагедией сочетать - задача, быть может, в данном случае не решаемая. Ну, хозяин-барин, всегда ведь можно отказаться, переделать и т.д. По крайней мере, мне нравится, как звучит в таком случае полный состав сочинения: "Песни Орфея и Офелии" для контральто, контртенора, фортепиано, подготовленного фортепиано, ударных, сопрано, альта, тенора, баса (и, быть может, чтецов). Вот уж да уж!
В любом случае "Песни Орфея и Офелии" - ещё один шаг навстречу театру. Так, глядишь, и до оперы когда-нибудь доползу. А вообще, мне кажется странным, что нет, по сути, промежуточного академического жанра между музыкальным и драматическим театром. Либо опера/балет/кантата/оратория, либо драматический спектакль с музыкальными вкраплениями, третьего не дано, не считая лёгких жанров оперетты/мюзикла. Ну и не считая зингшпиля и первой редакции "Кармен", где разговорные диалоги явно на второстепенных ролях. Полноценного музыкально-драматического спектакля с академической музыкой я, честно говоря, ни одного назвать не могу, посему не уверен, что такой жанр вообще существует. Я это себе представляю прежде всего как предельно чёткую ритмизацию слов, жестов, событий, точное выстраивание во времени. Ну и, конечно, огромная роль собственно музыки.

Собственно, я про неудобную музыку писал под впечатлением альбома Витора Цоя "Группа крови", который тут как раз переслушивал, пока болел. "Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног", "мягкое кресло, клетчатый плед, не нажатый вовремя курок", "меня ждёт на улице дождь, их ждёт дома обед" - с первых слов буквально весь альбом пропитан духом действия, которому противостоит дух комфорта. И очевидно, что на улицу-то не хочется - "Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой". Но... "но высокая в небе звезда зовёт меня в путь". И далее всюду идея мессианства, призвания более высокого, призвания небесного, необходимости исполнения предначертанного. "Звёздная пыль на сапогах" - мы бы и готовы забыть наше небесное происхождение, но его не спрятать: ещё и пыль звёзд не отрясена с ног, мы буквально вбежали оттуда в этот мир, запыхавшись и не сняв сапоги... "Группа крови на рукаве" - на каждом особый отпечаток его индивидуального предназначения. "Есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой" - можно было бы откупиться от призвания, это лишь вопрос совести. "Пожелай мне удачи в бою" - здесь и далее тема войны, вообще частая у Цоя ("Между землёй и небом - война", "я чувствую, закрывая глаза - весь мир идёт на меня войной"). Христос говорил, что принёс не мир, но меч, разделение между близкими, когда брат пойдёт войной на брата. "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы я, чтобы он уже возгорелся!" (Лк 12:49).
Продолжение

На удивление, по-моему, конструктивная беседа случилась на эту тему на форуме "Классика". Вообще, есть ощущение, что суть форума уже давно переместилась в личные блоги, где общаются только те, кому действительно это интересно. www.forumklassika.ru/blog.php?b=1639

Да, самый, как мне казалось, главный концерт фестиваля Мессиана, который должен был состояться сегодня, к сожалению, отменён. Пьер-Лоран Эмар заболел :(

Сопел варган, валторны гнулись,
Горел в тарелках вертопрах,
И струны странно натянулись,
И застучал ногами Бах.

@темы: Стихи

Мы всё время заняты, потому что считаем очень важным всё время что-то делать, для оправдания собственного существования. Потому что это самый естественный и надёжный способ спрятаться от себя и от Бога.

Мне думается, что искусство не может существовать в ситуации комфорта. Комфорт, сытость, довольство - в этом состоянии искусство может быть только приложением к камину и тёплому пледу. о.Владимир любит повторять, что в тёплом кресле перед телевизором на небеса не въедешь, что сытое, удобное, комфортное христианство - это чистое язычество. Мне кажется, это же применимо к искусству как к области духовного труда. В этом смысле, скажем, VIP-зал кинотеатра "Аврора" в Петербурге представляет собой странное противоречие - фильмы там показывают редкие и культурные, а в зале огромные мягкие кресла и барная стойка. Московский Музей кино в этом смысле гораздо "правильнее" - то ютился в утлом, заплатанном помещении, а теперь и вовсе бомжует по ЦДХ. Быть может, по этой же причине современное искусство забирается на всякие Винзаводы, хотя в данном случае это скорее дань богемной моде на антигламур, содержащей в себе, как любое "анти", сам объект отрицания.
Но важен не столько внешний антураж, сколько само искусство. Быть может, было бы безумием специально заботиться о том, чтобы конечному зрителю было максимально неудобно воспринимать твоё творчество, хотя это является, в каком-то смысле, идеалом авангарда. Мне это кажется безумием не по отношению к зрителю, а по отношению к собственному творчеству: как и любая другая сознательная парадигма, это было бы насилием над собственным даром. Но в то же время где-то глубоко внутри должна быть запрятана лакмусова бумажка комфортности, и если комфорт-тест музыки то и дело оказывается положительным, это очень серьёзный повод провести внутреннюю ревизию на предмет измены призванию. А если кто-то говорит тебе после концерта: "Извини, мне было неудобно слушать твою музыку сегодня" - пожалуй, это отличный комплимент.
Впрочем, дискомфорт может перерастать в насилие над свободой воли и даже над телом. Чрезмерная громкость - это уже насилие над слухом, например. А чрезмерная тихость? Чрезмерная медленность? Чрезмерная экспрессия? Где-то здесь пролегает грань весьма тонкая... Можно было бы сказать, что насилие - это когда причинается вред здоровью. Но я бы тогда напомнил премьеру 14-й симфонии Шостаковича, на которой скончался его враг Апостолов - у человека случился сердечный приступ, надо полагать, от обилия медленной и мрачной музыки . Можно было бы сказать: "Поделом!", но факт остаётся фактом - музыка вполне определённого, давящего на психику характера стала косвенной причиной смерти человека...

Совсем забыл предупредить! Завтра, то есть даже уже сегодня, встреча с Софьей Губайдулиной! В 14:00 в Конференц-зале Московской консерватории.
А ещё эти три вечера будут посвящены Мессиану. Особенно в среду будет концерт офигенный. И везде вход свободный!! см. www.mosconsv.ru/page.phtml?2284

Возраст - степень различения деталей.

Которой, естественно, очень много

Ну что ж, Второй СТАМ-фестиваль состоялся, моё в нём участие тоже. И я даже нормально всё это перенёс, несмотря на то, что накануне лежал с температурой 38. Более всего огорчило, что мероприятие растянулось почти на 5 часов. Очевидно, что многие сочинения длились дольше 15 минут. В данном случае было бы резонно или не допускать такие сочинения, или сократить количество участников. В сонате своей я отчего-то в этот раз настоял на более медленных темпах, что, судя по всему, было ошибкой. Это, вообще, интересная вещь - внутреннее ощущение от музыки и её внешнее восприятие. Мне в таком темпе вполне комфортно, я вообще человек медлительный, но, сидя в зале, было очевидно, что это всё же следует играть быстрее. Ещё, может быть, не хватило динамических контрастов... Призов я никаких, стало быть, не получил, но соната моя в эту концертную ситуацию не слишком-то и вписывалась. Другие произведения были более яркими, с сочными фортиссимо, экспрессивными интонациями, динамическими контрастами, опять же. Ни в одном не было признаков минимализма и медитативности. Впрочем, это всё было вполне ожидаемо, и я рад, что моя музыка прозвучала в этом зале. Меня на удивление тепло представил публике организатор фестиваля Юрий Кудряшов, наговорив кучу комплиментов. :) Ещё мне очень понравились романсы Ширяева и соната Зайцева для домры и фортепиано. В сонате для домры и фортепиано пианистка даже цепляла пальцем струну - авангард, однако. :) Причем весьма темброво оправданный (с домрой-то), настоящая находка. Поэтому в целом, повторюсь, впечатления положительные, если бы только не так долго...

"Этому-то нищему чего помогать?! Он же на другой стороне дороги! Не моё дело!"

(при том, что "дорога" - станция метро шириной в несколько шагов, а "нищий" - старенькая-престаренькая бабушка)


Шанс на милосердие, по моему опыту, прямо пропорционален времени реакции. Если 5 минут подряд смотреть на человека нуждающегося, совесть беспокойно заворочается у всякого, у кого она есть. Совсем другое дело - секундный, мимолётный взгляд. То ли было, то ли не было, то ли реальность, то ли привиделось. И как легко сразу забыть! А ведь можно и вовсе не заметить человека, которому мог бы помочь, углубившись в свои мысли и заботы. Поэтому, мне кажется, всякому человеку, который не хочет ставить свечу свою под сосуд, важно быть очень внимательным и всей душой желать сократить время реакции души. Конечно, если бы душа была полностью открыта миру всё время, ежесекундно, не было бы и этой задержки во времени. Я даже думаю, что душа открытая способна предугадывать события заранее. Допустим, идёшь среди людей и вдруг почувствовал, что вот через пару секунд этот человек споткнётся и упадёт, и успеваешь вовремя подскочить к нему и подхватить. В этом смысле любая неприятность, происходящая с человеком - повод задуматься, почему же я в этот момент был здесь, а не там. И тогда приходит понимание, что понятия "Не моё дело" вообще не существует. Всё, что происходит в России, в Гондурасе, в Австралии, на Северном полюсе и на Береге слоновой кости, всё настоящее, прошлое и будущее - всё это и моё дело тоже.

Интересно, сегодня внёс последние штрихи в другие номера, потом исполнил всё вместе с последним, и последний уже не показался гвоздём от другой стены, и как-то всё вместе показалось вполне законченным. Я в эти дни делал ещё вторую версию последней песни, она мне казалась лучше, а в результате она-то как раз точно не от той стены оказалась, гораздо более тяжеловесный и стандартный вариант. Вообще, годика два назад я уже объявлял, что всё закончил, м-да... Но в этот раз есть ощущение, что как-то и правда уже всё. Неужели?

Я люблю слова копать как землю,
Чернозёма вмызгиваясь в память.
Я люблю, утроб ворчанью внемля,
Перепонок глушь гиппопотамить.

Я люблю процессор Word дурачить,
красной нитью все слова отметив,
карманьол сомленье наблюдачи,
вознесев вна востричном постклети.

Я люблю некошеные веси
Недослов и переговорив.
Я люблю спросить и не ответить,
Замереть и взвиться вземлювзрыв,

Пересебя поток остаточных явлений,
Подзалетев наотмашь и навзрыд,
Пожав рукой гумно природных отправлений,
Познав печёнкой сноваживь и путь открыт.

Конкистадор заушного почёса,
двулаптем гренки звероуловляя,
хлебалом выверил размерность горбоноса,
не помышляя греческого Клавдия
увидеть в бесконечности вопроса.

@темы: Стихи

Случайно наткнулся на, наверное, самый сильный видеоклип года.

Категорически не рекомендуется людям со слабой психикой, детям и беременным женщинам. Я серьёзно.

Ссылка

Неправильно писал я о том, как быть с тишиной на концертах. Отсутствие тишины порождено отчуждением. Находящиеся в зале не участвуют в том, что происходит на сцене. Они настолько отчуждены, что не ощущают даже, что звуками своими могут кому-то помешать, потому что на сцене некая параллельная реальность, не имеющая к залу никакого отношения. Концертный зал - это место, куда люди приходят, чтобы себя показать и на других посмотреть. Но есть люди чопорные, воюющие за вымышленную мораль ради поддержания чувства собственного достоинства и превосходства, и есть люди свободные и естественные, которые не боятся быть искренними на концерте, то есть болтать и заниматься не связанными с музыкой делами, потому что каждый ведь понимает, что не за слушанием музыки приходят на такие мероприятия. Думаю, примерно так они думают.
Можно, конечно, завести террор, чёрные списки, отдельный электрический стул для каждого, но доброго плода не выйдет. Насилие не приводит к добру. Люди, что действительно ищут музыку, не пойдут туда, где есть полиция нравов и чёрные списки. Хотя бы потому, что редко ценители музыки могут ценой за билет окупить зарплаты всех охранников и уменьшенный размер зала. Зал же будет либо пуст, либо наполнен теми, кто действительно чопорно воюет за вымышленную мораль и хочет ощущать себя избраннейшими из избранных. В высшей степени пуританское и гордое общество. Менее всего годящееся в качестве чутких и внимательных слушателей. Стало быть, такая затея просто не имеет смысла, ибо к цели - создать возможность существования музыки - не приведёт.
Нужно же прежде всего преодолевать отчуждение и сокращать дистанцию между слушателем и исполнителем. Конечно, зал не должен быть таким огромным, как Большой зал консерватории. В зале не должно быть дополнительного яруса для зрителей. Из залов консерватории, стало быть, подходят только Рахманиновский зал и зал им. Н.Я.Мясковского, более всего последний в силу своих чрезвычайно малых размеров и минимальной высоты сцены и расстояния до сцены. Вместо же того, чтобы разделять слушателей, лучше их соединять - долой отдельные места с подлокотниками, даёшь скамейки! Это позволяет весьма гибко регулировать количество мест в зале в зависимости от количества людей, а заодно и, так сказать, сплачивает население. Кроме того, скамейки, как правило, не издают собственных звуков. Да и вообще, главная цель - избавиться от любых признаков пафоса.
Далее. Долой посторонних ведущих концертов. Вести концерт должен либо один из музыкантов, либо какой-то их близкий друг, чтобы объявление было не формальным, а очень личным. Не стоит проводить концерт совсем без слов. "Музыка и только музыка!" - звучит романтично, но на деле порождает то самое отчуждение. Люди, тем более незнакомые, всё-таки общаются при помощи слов. Но монолога, вообще говоря, мало - весьма хорошо было бы завести о музыке диалог. Кому понравилось, кому нет, почему, какие возникли ассоциации.
Как бороться с шумами в ситуации контакта музыкантов и слушателей? Да очень просто! Во-первых, слова об отключении мобильных телефонов и просьбы соблюдать тишину в такой ситуации звучат уже несколько доходчивее. Во-вторых, их можно повторять столько раз, сколько нужно, чтобы до всех дошло. Более того, можно обращаться к человеку, который мешает другим, адресно - одно дело, когда в тебя тыкает пальцем сосед, и совсем другое, когда к тебе во всеуслышание обращается со сцены музыкант. Если же и это не подействует, можно прекратить концерт до того момента, пока не образуется живительная тишина. Если она будет слишком грубо нарушаться во время исполнения музыки, лучше прекратить играть и ещё раз обратиться с просьбой соблюдать тишину. После чего начать играть произведение заново или же, если ситуация совсем безнадёжна (например, если весь зал шумит себе и шумит), вовсе прекратить концерт. И ещё много различных вариантов появляется в ситуации контакта, а не отчуждения.
Но главное даже не в этом, ведь не ради борьбы с тишиной приходят на концерт. Главное, чтобы человек услышал человека. Чтобы слушатели действительно участвовали в концерте, а не оказывались пассивными наблюдателями. Можно раздавать им листочки для оценочного голосования за тот или иной номер концерта, это сразу повышает внимание. Можно знакомиться лично чуть ли не с каждым. Можно создавать круг постоянных слушателей, которые смогут напрямую влиять на программу концертов. Можно тут же получать живой и непосредственный отклик на премьеру своего нового сочинения. Можно найти новых друзей или учеников. Когда человек видит перед собой человека, а не функцию - возможности открываются бесконечные. Вопрос лишь в том, хотят ли этого сами музыканты? Ведь гораздо проще просто отработать, отыграть, получить гонорар, а там хоть трава не расти...

P.S.: да, и стоит делать свободный вход и пост-концертную оплату в виде пожертвований. Кому понравилось - кладёт ровно столько денег, насколько ему понравилось. Кому не понравилось или просто нет возможности заплатить - ничего страшного, мы всем рады.
P.P.S.: поздравляю всех православных христиан со светлым праздником Казанской иконы Божией Матери! Славный сегодня был день.

Карма - мрак!

Я как-то заскучал по бабочкам. После отказа от пиратских инструментов мне стало почти не на чем играть. Сейчас долго и упорно искал что-нибудь приличное, в результате сыграл просто на виртуальном рояле из Garageband. Он, кстати, неплох, но мне, вообще, хотелось чего-нибудь более электронного...
Незатейливая околоджазовая бабочка. Мне захотелось вернуться к первоначальной идее и просто играть, что в голову взбредёт. А то концепции, эксперименты, постоянные попытки прыгнуть выше головы... В начале всё было гораздо девственнее и проще.

02.11.08 (1.5 Мб)

@темы: Бабочки