Для тех, у кого нет возможности смотреть потоковое видео, те же фрагменты нашего выступления в виде wav и wma www.box.net/shared/muhbaq7cua
wma совсем маленькие, килобайт по 100-200. качество, конечно, убогое, но и в оригиналах оно убогое, поэтому невелики потери. wav-оригиналы тоже небольшие, где-то по 1,5 Мб, звучат-таки чуть-чуть лучше wma.

Итак, вот кусочки из нашего выступления 15 июля в замке Инстербург, снятые Асфин ( users.livejournal.com/avtor_/ ) на фотоаппарат, за что ей огромное человеческое спасибо.

читать дальше

Эта бабочка сыграна пальцами на решётке старой металлической кровати на даче. Ну и чуть обработана электроникой. Выкладывается с запозданием, ибо каждый выход в Интернет тут событие.

18.07.07

@темы: Бабочки

Впечатления от фестиваля, как ни странно, превзошли все ожидания. Ну, правда, ожиданий-то как раз особых не было, так что, быть может, поэтому они были столь сильно превзойдены ) Каждый день мы делали что-то, чего не делали никогда. Прежде всего, никогда не выступали open air, т.е. на открытом воздухе. В первый день крутили записи своих сочинений, Оля показывала "Вверх по лестнице, ведущей вниз", а я из "консерваторских" показывал только флейтовую сонату (во время которой пошёл дождь, и все зрители разбежались и слушали из арок и окон). Остальное было моя электронная композиция, которую я не без иронии называю "Песней Земли" (и, кстати, не выкладывал, надо бы исправить. вот она: www.box.net/shared/b5oh2ggcsa ) и множество бабочек, порядок которых я придумывал по ходу дела. Вообще, это отдельный жанр - составление больших композиций из бабочек, я каждый раз выбираю разные и располагаю в разном порядке, мне нравится эта игра :) Но реакции на всё это почти никакой не было - всё же сидеть и слушать записи занятие всегда скучное, какими бы ни были записи. Да и вообще достаточно забавно было всё это крутить в замковых стенах - собачки гавкают, дождик капает, никому вроде нет дела до того, что звучит - хороший опыт :) Во второй день было веселее - на сцену вытащили пианино, не совсем настроенное, подзвучили микрофонами и мы на нём играли свои сочинения и импровизации. В качестве "прелюдий" я сыграл три из своих бабочек, которые за пару дней до того на слух выучил наизусть. Оля играла три пьесы из цикла "Игры" и новый цикл "Из". Я ещё "Колыбельную новому веку" сыграл. Потом импровизировали. Забавно, что импровизации понравились больше готовых сочинений, хотя и те тоже слушали с вниманием. Ну а на третий день было самое сложное - электро-акустическая программа, которую мы придумывали специально к этому дню. Оля использовала те инструменты, что были в наличии (блок-флейта, треугольник, тамбурин, голос), а я использовал ту электронику, что была в наличии у меня. Варианты были самые разные - и мои чисто электронные импровизации соло, и сочетания акустической блок-флейты и 1/3 этой флейты с виртуальными флейтами (которые, как ни странно, столь хороши, что сливались с акустической на ура), и сочетание различных ударов с моими электронными взрывами, и сочетание голоса с электроникой, и, наконец, пропускание всего, что шло в микрофон, через мой любимый Drone-фильтр в сочетании с моими электронными посылами в него же. Собственно, реальная обработка акустики электроникой была только в последнем случае, и это было сложнее всего играть, в остальных случаях дело ограничивалось общей реверберацией, но это тоже очень важно. Когда акустику с электроникой помещают в одну реверберацию, они превращаются в единое целое, а иначе одно остаётся одним, а другое другим. Так я открыл принцип единого акустического пространства. :)
Удивительно, что это всё вообще состоялось, особенно электроакустика. У меня было множество технических проблем, с которыми ещё предстоит разбираться. Мы очень долго торчали на сцене и готовились, но бОльшая часть подготовки (больше получаса) заключалась в том, что я пытался как-то запустить свою программу. :( Когда оно-таки соизволило загрузиться, мы долго отстраивали баланс электроники и акустики с новыми микрофонами (дома-то мы с конденсаторным репетировали, который на сцену ставить не стоит). Играли без мониторов - звук хорошо отражался от стены замка. Микрофоны заводились то и дело, было сложно найти золотую середину между чувствительностью и надёжностью. Ну а самое неприятное в том, что посреди самого выступления, посреди моей второй электронной импровизации звук исчез и всё вдруг повисло, непонятно почему. Если вспомнить о том, как долго я пытался запустить программу, можно представить, что я в этот момент чувствовал. Но я после перезагрузки сразу отрубил всё, что мы уже отыграли, и это помогло, и уже минут через 10-15 концерт продолжился. :) В последней вещи всё страшно фонило, и я не мог понять, почему, потом оказалось, что я забыл выключить третий микрофон, который стоял перед сценой для голосовых объявлений типа "извините, по техническим причинам перерыв 10 минут". Но всё же выступление состоялось, и нас даже попросили сыграть на бис :) А ещё потом подошёл один замечательный человек и пригласил участвовать в его программах. Вчера мы были на концерте экспериментальной электроники, который он организовал, и несколько офигели от очень высокого уровня всех участников. Особенно когда на сцену вдруг вышел австриец Франц Помассл ( www.laton.au/artists/pomassl.html ) и начал вытворять такое... такое... В общем, сегодня мы пойдём на его мастеркласс, и я ему, видимо, отдельный пост посвящу. Это было незабываемо. Так что от приглашения в такую компанию я, право слово, несколько смущён, это после первого-то в жизни электронного выступления. :*)
С записями, к сожалению, большие проблемы. Есть только небольшие видеофрагменты. Ну и фотографии. Постараюсь что-нибудь выложить в ближайшее время. А ещё мы хотим сделать как бы студийную версию этой программы, то бишь наиграть всё это ещё раз дома да записать на диск, а потом всем раздавать. Так что записи всё же будут :) И про фестиваль ещё много тёплых слов надо будет сказать.

12:24

Insterfest

Едем на фестиваль http://community.livejournal.com/insterfest/ Вообще, должны были уже в поезде ехать, но мы не учли, что тут на вокзале почему-то всё пишут по московскому времени, которое на час быстрее местного, так что на утренний мы опоздали, ждём вечернего. Что там будет, непонятно, про стойки для инструментов нам не ответили, про жильё тоже не ответили, программу не откорректировали и т.д. Если кто случайно рядом с Калининградом, то самое интересное мы будем, если нам там понравится и всё будет ОК, делать 15-го числа - lifeolga будет петь и играть на блок-флейте, тамбурине и треугольнике, а я буду всё это обрабатывать в реальном времени и демонстрировать всё, что знаю об электронной музыке на сегодняшний день.

Поиски своей музыки в чём-то подобны началу Алисы в Зазеркалье. Когда много думаешь о том, каким путём идти, чтобы писать самую совершенную музыку, когда чётко намечаешь цель и идёшь к ней, дорожка как-то странно и незаметно приводит тебя обратно к отправной точке. А когда просто создаёшь музыку, без особых амбиций и размышлений о том, какая музыка самая-самая, то вдруг неожиданным образом можешь оказаться в новом месте, вдруг переместишься вперёд.

Вчера меня неотвязно преследовала эта джазовая бабочка, поэтому решил её записать :) Играл робко и осторожно, дабы не нарушить сон кое-кого :)



09.07.07.ogg

@темы: Бабочки

Музыкальные инструменты - те же предметы, что и любые другие, вроде стула или расчески. Из любого предмета можно извлечь звуки. Один предмет стукается или трётся о другой - вот и звук. Или предметом можно очень быстро махать. Вот, кажется, и все варианты. А, ещё предметом могут быть воздух и жидкость, это стоит уточнить. Т.е. колебаться может и твёрдое, и жидкое, и газообразное, а слышим мы и вовсе только колебания воздуха и более ничего, всё остальное - лишь способ их вызвать. так чем же скрипка отличается от горшка? По-видимому, разнообразием звуков, которые можно из неё извлечь, палитрой нюансов. Можно было бы, сморщившись, сказать - ах, как же можно сравнивать волшебный голос скрипки с глупыми и тупыми ударами горшка о горшок? Но мы не вправе давать оценок тембрам, ибо они равны, как равны люди на земле. Они просто разные, а какой лучше, какой хуже, сказать нельзя. Каждый звук прекрасен по-своему, и каждый может найти своё место в музыке.
Странно, но конкретная музыка, как и электронная, находятся у академических музыкантов в некоем странном резервуаре. Вроде все знают, что такая музыка есть, но мало кто может называть хотя бы пару сочинений. А вроде уж сколько лет существуют. Когда я пытался понять, почему так происходит, понял, что дело-то в исполнителях. Ни конкретная, ни электронная музыка не нуждаются в исполнителях - первую может изобразить любой человек, даже вовсе без музыкального образования, вторая же воспроизводит себя сама или с помощью композитора. Так называемая live electronic оказалась самой популярной из такой музыки вовсе не потому, что сильно лучше по музыкальным качествам просто электроники, но только лишь потому, что в ней полноправно участвует он - исполнитель. Он играет на своём инструменте, а электроника так, подкрашивает его, отвечает ему, но главным остаётся он. Приблизительно по тем же причинам не очень хорошо приживаются авангардные приёмы исполнительства - такие вещи, как стучание по деке или вождение руками по стунам инструмента, может проделать каждый. Недаром композиторы теперь покупают себе инструменты и сами извлекают из них те звуки, какие им нужны. Сыграть одну единственную ноту на скрипке так, как требуется для исполнения Баха, нам не под силу, зато всяких скрипов и шорохов мы можем из неё извлечь сколько угодно. Я ничего не имею против скрипов и шорохов, наоборот, только что признавался в любви к Лахенману, но вот исполнители много что против них могут иметь, ибо это способно их в каком-то смысле унизить, превратить в любителей, а то и вовсе в неумех, впервые взявших инструмент. И этот факт исполнительской инерции сильно тормозит развитие музыки. Каждый ищет применения тому, чему его учили. Если вдруг ему предлагают сделать то, чего он никогда не делал и для чего все его навыки ни на что не годятся, он в лучшем случае смущается и пугается, а в худшем посылает на. И ведь нельзя упрекнуть его в том, что он не прав, если подумать. Приходить к скрипачу и просить его стучать пальчиком по деке - не это ли происходит в известном анекдоте:
- Алё, это пожарная?
- Да, пожарная служба слушает.
- О, пожалуйста, пожарьте мне картошку!
- Мы не жарим, мы тушим!
- Да? Ну отлично, тогда потушите!

Ещё звуки мира можно поделить на те, что можно воспроизвести в концертных условиях и те, что нельзя. А ещё те, что теоретически можно, но лучше не надо. Естественно, в аудиозаписи можно воспроизвести вообще всё, речь идёт об акустике, которая всё же превыше всего, кроме электроники. :) Допустим, мне понравился звук работающего трактора или скрип его тормозов. Теоретически, можно купить его и выехать на нём на сцену, но... лучше не надо. А желания подобные возникают очень, очень часто. Скрипы ворот, звуки животных (и) людей, звуки канализации и шорохи дома, звуки работающих строителей и делающих ремонт... Это всё удивительная музыка. Иногда я всерьёз размышляю, как бы отодрать от забора эти скрипучие ворота и выволочить на сцену. Другая сторона вопроса заключается в том, насколько это необходимо и музыкально оправданно. Да, конечно, каждый звук уникален, но если смотреть в контексте целого музыкального произведения, а не конкретного звука (который всё же ещё не есть музыка), то звук этот вполне можно сымитировать разнообразными способами - будет не то же самое, но примерно похоже, да ещё и с другими звуками будет лучше сочетаться, да ещё и профессионалы-исполнители при деле (а на воротах-то любой играть может). Так ли важен стук именно этого горшка об вот эту вот голову или можно обойтись каким-нибудь из стандартных ударных инструментов? В конце концов, инструменты для того и придумывали, чтоб из них звуки извлекать. Кстати, ударники наиболее универсальные исполнители, у них нет инерции, ибо им, в сущности, всё равно, по каким предметам стучать, мастерство своё они могут показать на чём угодно, хоть на горшках, хоть на воротах, хоть палочками, хоть голыми руками, хоть чем угодно. Уникальные люди. В общем, насколько необходима конкретная музыка для воплощения того, что нужно воплотить - вопрос, и огого какой вопрос... Но так хочется почувствовать себе как какой-нибудь "Парфюмер" Зюскинда, охотящийся за каждым запахом, окружающим его. Не имитирующем их, а берущим такими, какие они есть. Настоящие, живые звуки с их уникальной душой, а не суррогат, жалкая подделка.

Добавление к тому ощущению невозможности передать музыку из головы вовне, свои святые моменты другим. Музыка в голове имеет волновую природу, музыка вовне корпускулярную. В музыке в голове всё зыбко, всё движется. Как отражение деревьев в воде. Когда я вывожу музыку на поверхность, она теряет тайну отражённого и становится просто деревьями как они есть, отчего и исчезает смысл при кажущемся тождестве предметности. Как передать эту зыбкость, рябь, волнение музыки внутренней в музыке внешней - вот вопрос. Это должно быть возможно технически, но... как? Ведь это могут быть вполне чёткие ноты определённой высоты, тембра и длительности, их зыбкость как бы сокрыта у них внутри, потому что я знаю, вернее, чувствую их непрочные, движущиеся внутренние основания. Передать это можно... либо какими-то темброво-исполнительскими нюансами, либо физическим воздействием низких частот на тело человека. Второе, пожалуй, немножко негуманно, хотя могло бы передать волнение точнее, без изменения самих нот внешними эффектами волнового характера.

Фестиваль "Время музыки" в Петербурге, проходивший с 25 по 29 июня, лично для меня стал в первую очередь фестивалем, на котором я по-настоящему открыл для себя Лахенмана. Я и раньше его слушал не так уж мало, но здесь было что-то особенное. По техническим причинам "Салют Коуэллу" для двух гитар и "Pression" для виолончели звучали без микрофонного усиления, как их исполняют обычно. Тихая музыка Лахенмана звучала в чистой акустике. "Pression" звучала даже тише, чем все пьесы Шаррино вместе взятые на Московском Форуме в апреле сего года (насчет Карасикова не знаю ;) ). Исполнение "Pression" виолончелист даже предварил особым обращением к публике, что, дескать, по техническим причинам слышно не будет почти ничего, поэтому вы постарайтесь слушать тихо и внимательно. Публика на фестивале была такая, что можно было бы и не говорить ничего - в любом случае слушали бы тихо и внимательно. Зал на протяжении всего "Pression" не шелохнулся, а потом вызывал исполнителя на сцену овациями. Знаете, мне кажется, что Лахенмана нельзя усиливать микрофонами. Только, только чистая акустика. Этот поиск звука где-то в небытие, в тишине - что-то невероятное, святое. Может, Лахенман и слышал свою музыку несколько иначе и громче, но ей богу, так лучше. На этом фестивале я впервые полюбил музыку Лахенмана сердцем, а не умом. Не "да, это круто", не "фантастически сделано", не "интересная музыка", а "душа моя превращается в птицу от этих звуков". А ещё на этом фестивале я впервые услышал его Kinderspielen. Последняя из них произвела на меня совершенно шоковое впечатление. Быть может, это вообще лучшее, что было написано в 20 веке. Казалось, что прямо на моих глазах происходит чудо - человек упорно долбит две самых верхних ноты рояля, а звучит, условно говоря, 2-я баллада Шопена со всей сложной фактурой (мне кажется, здесь есть осознанная аллюзия на неё). Хотелось вскочить со стула, подбежать к исполнителю и заорать: "КАК? КАК ЭТО? КАК ТЫ ЭТО ДЕЛАЕШЬ?". А пианист долбит и долбит себе две нотки и знать не знает о моих внутренних тромбонах.

Лахенман единственный композитор из звучавших на фестивале, про которого мне хотелось сказать "Да, это современная музыка. Да, это будущее. Да, это 21 век, я узнаю его". Хотя исполненные сочинения Лахенмана были написаны не сегодня и не вчера.

Для того, чтобы играть с кем-то музыку, необязательно слышать его вживую. Более того, необязательно слышать его в высоком качестве. Какого-нибудь WMA 10-20 кбит моно вполне хватило бы для того, чтобы играть вместе. Нужно сделать сайт, где бы музыканты со всего мира могли импровизировать вместе через Интернет. Каждый бы регистрировался, указывал свой инструмент, музыку, которую он любит, свои демозаписи. Музыканты находили бы там друг друга, забивали стрелку и играли бы. Не в пустоту - у каждого на его собственном компьютере записывалось бы то, что он играет, в нормальном качестве. Потом файлы с партиями каждого музыканта сводятся воедино и получается качественная запись джем-сейшна. Эта идея, думаю, могла бы принести миллионы, а я дарю её вам просто так :) Ибо очень хочется, чтобы кто-то её реализовал. Кстати, может, что-то подобное уже есть, а?



Привет из Калининграда :)

Вчера устроили с schana (http://schana.livejournal.com/ ) грандиозный джем-сейшн, после чего я до конца дня размышлял о соотношении музыки импровизируемой и музыки записанной. Я и до того, вспоминая событие предыдущей записи, вспомнил ещё кое-что об ощущениях, отделяющих музыку внутреннюю от музыки внешней, исполняемой со сцены. Тут уместно вспомнить электрон, который одновременно и волна, и частица. Когда музыка звучит у меня в голове, у неё как бы волновая природа, всё зыбко и неустойчиво, и даже конкретные ноты проявляются как отражение в воде. Со сцены же звучит музыка частиц, музыка корпускулярная, отвердевшая, чётко зафиксированная во времени и пространстве. Конечно, это и есть то самое овеществление музыки, что позволяет передать её другим, да только... если самое главное в этой музыке для меня её волновая зыбкая природа, как могу я её передать, если именно это и теряется в момент передачи? Даже если сыграть импровизацию, записать её на аудио, потом расшифровать нотами в абсолютной точности и дать сыграть пианисту, музыка будет совсем, абсолютно ДРУГАЯ. Потому что пианист не будет свободен в своей игре, ему нужно будет точно следовать за текстом, и сам этот факт делает невозможным передать то самое, что необходимо передать...

Если же забыть о всяких передачах и думать только о себе, то и тут неожиданно выясняется, что когда я импровизирую, это наполняет меня таким счастьем, что больше ничего и не нужно в этот момент. В импровизации достигает полного растворения собственное "Я", растворения в музыке. В импровизации могут соединиться души людей, которые впервые познакомились друг с другом. Я никогда не понимал, как это происходит - собираются музыканты, с разным опытом, образованием, мировоззрением и т.д., садятся и ррраз - тут же играют вместе музыку, создают её прямо на месте моментально. Как будто есть некий дух музыки, единый для всех, в котором все растворяются. Всё это заставляет думать о том, что, быть может, придёт час, когда я перестану писать и полностью уйду в импровизационную музыку, ибо энергия, сокрытая в этом, притягивает меня с невероятной силой, и я на полном серьёзе могу задаваться вопросом о том, что может быть лучше, чем это.

Кстати, записи этих совместных импровизаций в моем ноутбуке, так что их можно будет, думаю, скоро услышать ;)

То, что на волшебном спектакле "Пеллеас и Мелизанда" выдавали вместе с программкой собственную пьесу режиссёра спектакля Оливье Пи "Лицо Орфея", быть может, даже ценнее, чем сам спектакль. Но я счас даже не о ней... В тот момент, когда я дочитал это евангелие от Орфея, я уже шёл по той самой дороге от метро до дома, на которой родились почти все хоть сколько-нибудь ценные мысли этого дневника: что Око, что безмыслие, что бездна других вещей... Первейшим и естественнейшим желанием после такой книги было слушать музыку травы и асфальта под ногами, что я тут же и принялся делать. После такой книги это делать очень легко, достаточно только лёгкого желания. И в тот момент, когда я вновь окунулся в самую совершенную музыку в мире, музыку Ока, я вдруг как-то смог мгновенно переключиться внутри себя, и та же музыка зазвучала со сцены в исполнении оркестра, а я её слушал как бы из зала. Она была воплощена в оркестре абсолютно точно, то есть это была та же самая музыка, та самая совершенная воплощённая музыка, мечта моя. О, как это было ужасно! Всё пропало! И тогда я вдруг понял страшную вещь:



наши собственные моменты святости не могут стать моментами святости для кого-то другого



Т.е. то, что свято для нас "внутри", теряет всё во взгляде "снаружи", даже если это абсолютно, в точности то же самое. И даже если мы сами посмотрим на это со стороны, оторвав от того сокровенного источника, который и делает нас счастливыми, то всё пропадает... Т.е. на самом деле мы упиваемся Источником, а не самой музыкой, которую он порождает. И мы не можем передать его другому, ибо он вне нас. Указать путь? А как?.. Ведь каждый может найти его только сам...



Что же тогда делать? Не знаю. Быть может, стоит не записывать точно музыку из Источника, а дерзко создавать свою собственную? Связанную с ним косвенно, но... исходящую из себя, а не из него? Не композитор-проводник, а композитор-источник, создатель? Просто ради божественного чувства вырастающих из кончиков собственных пальцев цветов, ради вылетающих изо рта бабочек. Только ради этого чувства, а не ради того, чтобы они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТАНОВИЛИСЬ цветами и бабочками. Просто потому, что это чувство делает меня счастливым. А когда человек светится счастьем, его свет способен обогреть и других, если зависть не затуманит их разум... Да и есть ли на самом деле это "ДЕЙСТВИТЕЛЬНО"? Действительно что? Действительно кто? Действительно куда? Разве дано нам знать, что есть что?



:)

15:28

Неожиданно обнаружил, что то, что я называю безмыслием, очень похоже на состояние "полного внимания", о котором написано здесь: http://javjnavj.livejournal.com/19084.html

надо будет попробовать ходить с закрытыми глазами :)

@темы: Безмыслие

Интересные вещи иногда приключаются. Благодаря тому, что я храню изначальные проекты всех бабочек, а не только конечные файлы, там иногда можно найти что-нибудь из, так сказать, неопубликованного. Сейчас я занимаюсь переносом их на ноутбук, поэтому просматриваю все. И вот оказалось, например, что 19 марта было сыграно 2 импровизации, а не одна. Первой я не удовлетворился и сыграл ещё одну, которая и попала в жж. Но сейчас мне первая кажется ничуть не хуже, поэтому я с удовольствием дарю её вам. Число же поставлю сегодняшнее, ибо нашёл-то я её сегодня и полюбил тоже сегодня :)



23.06.07.ogg

@темы: Бабочки

22:08

Клавиша на клавиатуре вдруг ожила, потом вновь пропала, потом вновь ожила. Явно что-то с контактом, его бы почистить просто. Но радостно, что она-таки подаёт явные признаки жизни :)

16:18

Tomahawk

Аудиопример в потверждение моих слов о том, что Майк Паттон снова на коне. По моим субъективным ощущениям, великий музыкант постепенно остепеняется, превращаясь из авангардиста в классика. Наверное, это обычный процесс взросления. В этом альбоме настолько много фольклора, что его можно даже отнести к world music. Иногда счастье в виде новой прекрасной музыки сваливается на нас совсем неожиданно, как снег на голову посреди лета. Что может быть слаще этого?



09 Omaha Dance.mp3

@музыка: Tomahawk, "Anonymous"

15:55

Анонс

28 июля в Россию заедет-таки один человек с любимого мною лейбла Ipecac. Жаль, что в это время меня здесь не будет. Если бы сам Паттон приехал, я бы прилетел, но это всё-таки не тот случай. Зато этот человек делает вот такую музыку, очень рекомендую послушать (см. ниже). Dalek выступит на некоем Afisha Picnic Festival, как сказано на сайте Ipecac. А сам Паттон зато на днях выпустил новый альбом в проекте Tomahawk, который я счас с удовольствием слушаю. Паттон вернулся! ура.



05-dalek-lynch.mp3

02:11

ну вот, спустя полгода после покупки на моей любимой миди-клавиатуре от Novation одна клавиша перестала работать. ыыыыыы :(:(:(

Извиняюсь за то, что уже нет времени на комментарии и ответы на комментарии. Я обязательно буду писать и отвечать сколько могу, но это уже носит хаотический характер, а дальше этот хаос будет усиливаться. 24 июня я последний день в Москве, после этого я здесь окажусь, вероятно, только в сентябре. Но доступ к Интернету у меня периодически будет, так что совсем я не пропаду :)